Сибирский татаро-киргизский педагогический техникум: к 100-летию открытия

С первых лет советской власти в России большое внимание уделялось становлению и развитию системы народного образования, основанной на принципах единой, трудовой, светской школы.В соответствии с Положением ВЦИК все общеобразовательные школы стали общедоступными, и бесплатными, частные школы были запрещены, введено совместное обучение детей обоего пола, школа была отделена от церкви, в них запрещалось преподавание какого-либо вероучения и исполнение обрядов религиозного культа, отменялось физическое наказание детей. Также было провозглашено право национальных меньшинств на обучение на родном языке, что повлекло за собой рост количества национальных школ.

Для обеспечения обучения на родном языке требовались специалисты, имеющие педагогическое образование, знающие национальный язык и особенности работы с нерусским населением.

В 1920-х гг. квалифицированных педагогических кадров катастрофически не хватало. Действующие педагогические заведения готовили учителей только для русских школ, а учебных заведений, выпускавших учителей для национальных школ, не существовало не только в Томске, но и во всей Западной Сибири.

В этот период по всей стране педагогические кадры чаще всего формировались благодаря системе краткосрочных курсов. Это способствовало количественному росту педсостава, но профессиональный и образовательный уровень учителей оставлял желать лучшего.

Томские губернские и городские власти понимали необходимость  создания учебных заведений по подготовке учителей для национальных,  прежде всего тюрко-татарских,  школ. Ведь в  Томской губернии, где второе место по численности, после русского, занимало татарское население, к осени 1920 г. существовало 63 татарских школы первой ступени, 6 из них – в  г. Томске, в них обучалось 430 учащихся. В Томском уезде на 21 января 1924 г. существовало 15 сетевых и 3 несетевых татарских школ, преподавали в которых 17 учителей.

Проблему с подготовкой учителей для татарского населения могла бы решить Тюрко-татарская учительская семинария, которая функционировала в Томске в 1917-1921 гг. Но она была закрыта из-за отсутствия денежных средств, необходимых на ее содержание, так и не выпустив готовых специалистов.

Для обеспечения школ педагогическими кадрами, в Сибири была расширена сеть специализированных техникумов и школ II  ступени с педагогическим уклоном.

Непосредственная работа по созданию в Томске специального учебного заведения для подготовки учительских кадров для городских и сельских татарских школ началась осенью 1922 г.  Уже 1 января 1923 г. планировалось открытие педтехникума в составе двух подготовительных отделений, на которые предполагали принять 120 студентов.

Преподавательский состав должен был состоять из преподавателей-татар бывшей тюрко-татарской семинарии. А имущество и оборудование семинарии   должно было стать базой для открывающегося учебного заведения. Под техникум предполагалось выделить здание одной из бывших женских гимназий города.

Подготовительная работа, предшествующая открытию тюрко-татарского педтехникума, была завершена к январю 1923 г.: были составлены сметы расходов на содержание техникума и выплаты стипендий учащимся, учебные планы и программы. Но отсутствие финансирования и помещения, нехватка оборудования не позволили открыть техникум в запланированный срок, и его открытие было перенесено на следующий учебный год.

Для снижения финансовых издержек на организацию и содержание тюрко-татарского педтехникума в ноябре 1923 г. Сибирский отдел народного образования (Сибнаробраз) принял решение временно разместить его в одном здании с Томским русским педтехникумом, занятия в котором начались в марте 1923 г.

Сибирский татаро-киргизский педагогический техникум (СТКПТ) начал свою работу 15 января 1924 г. в составе двух подготовительных отделений и готовил учителей для школ первой ступени. На первое отделение принимали учащихся 12-14 лет, окончивших национальные школы первой ступени сельского типа, которые не владели русским языком. Для поступления на  второе отделение юноши и девушки 13-15 лет должны были окончить четырехлетнюю школу в полном объеме и уметь читать и писать по-русски. Эти отделения были рассчитаны на 60 мест.

Соискателям необходимо было представить в Комиссию по приему слушателей Сибтаткирпедтехникума следующие документы: заявление и командировочное удостоверение, документ об образовании, свидетельство о возрасте, анкету.

В результате работы Комиссии по приему слушателей Сибтаткирпедтехникума первоначально было принято 47 учащихся: некоторым кандидатам отказывали по причине их плохой  подготовки.

Преподавали в техникуме бывшие работники татарской семинарии и педагоги из русского педтехникума. Всего руководящий и преподавательский персонал насчитывал 7 человек. Директором сибтаткирпедтехникума временно был назначен Эрнст Эмильевич Юккер, директор русского педтехникума. Заведующим учебной частью стал Абдурахман Абдурахманович Батырев, вскоре его сменил Камай (Камаев) Гильм Хайревич.

В 1924-1925 учебном году в татарском педтехникуме работало две подготовительных группы и одна основная, в которых обучалось 78 учащихся из Томской, Омской, Новониколаевской, Алтайской, Иркутской и Енисейской губерний.

Осенью 1925 г. техникум стал называться Сибирский татарский педагогический техникум, т.к. большинство его учащихся были татарами по национальности.

В первые годы существования  техникума неоднократно поднимался вопрос о его самостоятельности. В 1927 г. этот вопрос был решен и татарскому  техникуму было выделено собственное помещение по ул. Б. Королевской, переезд в который прошел после ремонта в конце 1928 г. К этому времени в татпедтехникуме было 4 отделения: школьное, дошкольное, внешкольное и заочное. Число студентов увеличилось до 185.

Обучение в техникуме проводилось в виде лекций, бесед, занятий. За годы учебы учащиеся изучали русский и татарский языки, педагогику и педологию, физику, химию, историю и географию. Большое внимание уделялось ручному труду, столярному делу, сельскому хозяйству, физкультуре. Обязательна была практика: «обследовательская», педагогическая, сельскохозяйственная. 85% от общего числа предметов шло на татарском языке. Первые 10 учителей окончили полный курс обучения в 1928 г.

Помимо полного курса обучения в татарском педтехникуме проводились краевые курсы по подготовке и переподготовке татарских учителей, окружных курсов по ликвидации безграмотности, методические консультации для преподавателей школ национальных меньшинств.

Техникум играл заметную роль в общественно-культурной жизни региона: сотрудничал с газетой «Азад Себер» («Свободная Сибирь»), оказывал шефскую помощь культурным учреждениям татарских деревень, татарскому детскому саду, участвовал в работе клуба национальных меньшинств и библиотеки.

В 1949 г. татарский педтехникум вновь становится отделением русского педучилища. А с 1 января 1954 г. в связи со значительным уменьшением количества татарских школ  и учащихся в них татарское отделение было упразднено. Последние студенты продолжили учебу на базе спецгрупп русского педучилища по особой программе и окончили обучение в 1956 г. Всего за годы существования татарского педтехникума по самым скромным подсчетам было выпущено более 1700 учителей.

Архивные источники и литература:
ЦДНИ ТО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1446,1526, 1528;
ЦДНИ ТО. Ф.4.Оп.1.Д.487
ЦДНИ ТО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 310, 289, 318;
ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 803;
ЦДНИ ТО. Ф. 6034. Оп. 1. Д. 87-89.
Л. В. Муравьева Моя малая Родина (Из истории Заистока): Вып. 1. Асиновское полиграфическое объединение, 1993.  104 с.
Томские татары в прошлом и настоящем. Сб. документов и материалов. Томск, 2000. 259 с.
А.Г. Тучков К истории создания в Томске первого Сибирского тюрко-татарского педагогического техникума (дата обращения 10.01.2024)

Публикации на сайте ЦДНИ ТО:
Томские татары в ХХ веке (дата обращения 12.01.2024)