Бывает, что немало интересного таит в себе не сам документ, а оборот архивного листа. Особенно много неожиданного можно найти в архивных делах, созданных в годы острой нехватки писчей бумаги, когда в ход шло все, на чем можно было писать.
В это время в делопроизводстве использовали не только бумагу чистую, но и «полу-чистую», у которой был свободен только оборот листа, на котором можно было написать новый текст.
С самого начала советская власть и партийные органы вели обширное делопроизводство, поэтому для создания официальных документов требовалось много бумаги, даже когда в стране был «бумажный голод». Поэтому зачастую документы 1920-1925 гг. созданы на «полу-чистых» листах. Архивисты знакомы с документами, написанными в годы войн на бумажных обоях, неразрезанных листах этикеток или оберток таких товаров, как конфеты, спички или махорка и т.д.
В ЦДНИ ТО в фонде Томского уездного комитета РКП(б) в деле за 1925 г. выявлены списки коммунистов, написанные на оборотах листов с необычным художественным оформлением. Доктор исторических наук В.А. Есипова, сотрудник отдела рукописей и книжных памятников НБ ТГУ, определила их как «упаковочный этикет» и адресовала к классическому исследованию С.А. Клепикова, где о подобных листах сказано, что это «образцы бумаги с фирменными знаками, в которую завертывали готовую писчую бумагу».
Наружная сторона упаковки бумаги всегда использовалась в рекламных целях. Обычно она броско оформлялась и имела сведения о том, кем выпущена бумага, ее название и вид, количество листов в пачке, формат бумаги, артикул, стандарт или ТУ.
В начале ХХ в. было принято, как писал в 1903 г. инженер-технолог П. Юрьев, «выставлять штемпель, обозначающий № бумаги и фирму фабрики, а затем заклеивать стопы в цветные обложки, особого цвета для каждого номера».
Упаковочные этикеты для писчей бумаги № 8. ЦДНИ ТО.
Выявленные нами образцы фирменных упаковочных этикетов включены в архивное дело 1925 г. При оформлении упаковочного этикета приведена информация, характерная для советского периода истории – имеются указания о том, что они были оттиснуты на предприятиях Центробумтреста, на одном листе вверху указана страна производитель – РСФСР; внизу, на ленте, наименование фабрики «Полотняно-Заводская писчебумажная фабрика имени А.В. Луначарского // ст. Полотн.-Завод Сыз.-Вяз. ж. д.».
На другом листе указана страна производитель СССР, выше названия государства располагается лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Внизу на ленте наименование места производства «Троицко-Кондровских писчебумажных фабрик имени Л.Д. Троцкого // ст. Говардово Сызр.-Вязем. ж. д.».
Образцы этикетов, выявленных в ЦДНИ ТО, различаются текстами (название государства, название фабрики и присвоенное ей имя революционного деятеля), на основании чего их датировка может различаться на 1-2 года, но они оба укладываются в период нэпа, а в делопроизводстве оба использовались в 1925 г.
Характерная особенность – листы украшены изображением античного бога, покровителя торговли – Меркурия (Гермеса). Т.е., оформление бумажной упаковки сочетало новые реалии и прежнее «довоенное» рекламное оформление, узнаваемое потребителем.
Фабрики, на которых была произведена бумага, находятся на небольшом расстоянии друг от друга, в пределах 5 км. В настоящее время это территория Дзержинского района Калужской области.
В информации на этикетах имеется отсылка к имени Вильяма (Василия) Говарда. Он приехал в Россию из Англии в 1845 г.; был сначала управляющим на бумажной фабрике, не приносившей дохода, а затем стал владельцем нескольких бумажных фабрик, на которых наладил передовое производство. Со временем компания В. Говарда стала одной из лучших в России. Компания получала награды за качество продукции и тогда, когда В. Говард возглавлял производство, и позже, когда во главе компании стояли другие люди.

Бумага компании «В. Говард» была победителем на Всероссийских промышленных выставках в 1861, 1870, 1882, 1896 годах, и потому имела право на изображение государственного герба с обозначением года победы, а в 1900 г. получила высшую награду на Парижской Всемирной выставке.
Сам англичанин В. Говард уехал с семьей из России в 1875 г. Однако новые владельцы фабрики не стали менять название компании, ведь товар был хорошо узнаваемым и пользовался спросом у покупателей. Компания В. Говарда и дальше выпускала широкий ассортимент качественной продукции, удовлетворяя спрос на все сорта бумаги – от дорогой, представленной высшими сортами писчей документной типа верже, до дешевой желтоватой тонкой писчей, раскуривательной и картузной.
В интернете удалось выявить прейскурант 1914 г. на всю продукцию компании В. Говарда.
Упаковочные материалы для бумаги, в силу их сугубо утилитарных свойств, редко попадают в архивы или частные коллекции.
В интернете удалось найти изображения нескольких аналогов наших этикетов. Они были отпечатаны для писчей бумаги под номерами № 4, 5, 6, 7, 8. Из них три образца, помимо тех, что выявлены в нашем архиве (ЦДНИ ТО), хранятся в государственных музеях РФ, а два в частных собраниях.
Информация о музейных образцах выявлена нами на портале Государственного каталога музейного фонда РФ. Так, в Государственном историческом музее (ГИМ) сохранился этикет для бумаги № 4. Вероятно, это самый ранний вариант, т.к. на нем имеются изображения 4-х двуглавых орлов с датами побед на Всероссийских выставках, но еще отсутствуют сведения об участии в Парижской Всемирной выставке 1900 г.
В Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (ЯМЗ) хранятся этикеты для писчей бумаги №№ 6 и 8; а также кардинально отличающийся от них по оформлению и размеру этикет почтовой бумаги «В. Говарда».
Информация о двух образцах, хранящихся в частных коллекциях, выявлена на сайтах аукционов и форумах коллекционеров. Причем у одного из коллекционеров сохранился наиболее полный вариант – упаковочный этикет для пачки писчей бумаги № 5 вместе с завернутой в него бумагой. Другой образец, хранящийся в частной коллекции, был напечатан для бумаги № 7.
Упаковочные этикеты писчей бумаги компании В. Говарда в собраниях музеев и частных коллекциях.
Тексты на выявленных образцах различаются по количеству наград, медалей, названиям фабрик, полному или сокращенному наименованию Сызранско-Вяземской железной дороги.
Композиционное решение выявленных этикетов для писчей бумаги одинаковое. Условно оно разбивается на три зоны – верхнюю, среднюю и нижнюю. Отличительной особенностью всех выявленных образцов является изображение бога коммерции – Меркурия (Гермеса).
Поскольку нам не встретилось развернутого описания изображений на фирменной упаковке писчей бумаги компании В. Говарда, мы сделали его на основании тех материалов, которые нам удалось выявить (см. Приложение).
В настоящее время не установлены автор литографии и место ее печати (типолитография). Возможно, это удастся установить, т.к. на образце этикета к бумаге № 7, сохранившемся в частной коллекции, видна нечитаемая строчка, которая может содержать информацию о месте печати. Важно отметить, что медали в средней части этикетов совпадают с рисунками на литографских камнях А.М. Михайлова. Материал о литографских камнях А.М. Михайлова из типолитографии в Калуге был опубликован И.М. Зайцевым на сайте Отраслевого канцелярского музея. В его статье приведены и другие изображения на литографских камнях, которые заведение А.М. Михайлова разрабатывало для компании В. Говарда.

Таким образом, листы упаковочного этикета могут стать источником информации не только об истории развития бумажного дела в стране, но и об истории предприятия, его владельцах, переходах предприятия из рук в руки.
Самостоятельным сюжетом является продолжительность использования фирменного знака фабрики (в нашем случае – упаковочного этикета) в ходе смены владельцев или во время социальных катаклизмов эпохи. Самый ранний образец оформления упаковочных этикетов компании В. Говарда с типичным изображением Меркурия, отпечатанный до 1900 г., находится в собрании ГИМа; самый поздний (отпечатан в 1923-1924 гг.) хранится в ЦДНИ ТО.
Так в годы нэпа продолжала хождение рекламная продукция компании В. Говарда, оформление которой было издавна знакомо потребителю. В образцах ЦДНИ ТО на одной литографии соседствуют лозунг и название пролетарского государства с изображением античного божества, покровителя торговли, которое появилось на фирменной упаковке компании В. Говарда в конце XIX в. и использовалось всю первую четверть XX в.
Объяснение, как бумага Центробумтреста попала в Томск, имеется в справочнике «Промышленная Россия. 1923-1924 г.»: трест имел представительства в 14 городах страны, в том числе – в Томске.
Промышленная Россия. 1923-1924 г. М. 1924. С. 245-246.
Приложение
Описание упаковочного этикета для писчей бумаги компании В. Говарда
Композиционное решение этикетов для писчей бумаги одинаковое, оно условно разбивается на три зоны – верхнюю, среднюю и нижнюю. Отличительной особенностью всех выявленных образцов является изображение бога коммерции – Меркурия (Гермеса).
В верхней части этикета приводится государственная символика или указание страны – производителя. В досоветских образцах это четыре изображения государственного герба Российской империи с датами, когда компания В. Говарда была удостоена права на изображение государственного герба, как победитель Всероссийских промышленных выставок (1861, 1870, 1882, 1896 гг.), а также сведения о том, что продукция компании была удостоена высшей награды на Парижской Всемирной выставке 1900 г.
На советских образцах (ЦДНИ ТО), вместо гербов с двуглавым орлом, указана страна производства бумаги, изображение серпа и молота, буквы «ВСНХ» и название треста «Центробумтрест».
В средней части (чуть выше середины листа, по правому и левому краю) указан номер писчей бумаги (№ 4, 5, 6, 7, 8). Между цифрами строчка «Фабрика существует с 1790 г.».
На дореволюционных образцах, несколько ниже этой строчки, размещены изображения 4-х медалей за участие в выставках (?) (медаль с изображением профиля императора Александра II, Наполеона III, и две других, рассмотреть которые не удалось из-за нечеткости изображения).
На нижней части листа изображен покровитель торговли – античный бог Меркурий (Гермес). Он восседает на троне, у него на голове крылатый шлем, на ногах крылатые сандалии, в правой руке жезл-кадуцей, левой рукой опирается на якорь. У подножия трона расположены упаковки бумаги, на дореволюционных образцах на пачках бумаги видна надпись – В. Говард.
На заднем плане, за левой рукой Меркурия (для зрителя это правая сторона листа), изображены два корпуса работающей фабрики с дымящимися трубами. С.А. Клепиков обращал внимание, что на известных ему этикетах изображались сцены из производственного процесса. В нашем случае это просто корпуса работающих фабрик, один из них трехэтажный, второй двухэтажный.
У берега стоит парусное судно с дымящейся трубой. На горизонте виден крупный остров. Возможно, это отсылка к английскому происхождению В. Говарда.
Под изображением Меркурия – широкая лента с наименованием бумажной фабрики. Лента украшена свисающими витыми шнурами и кистями. С одной стороны (у правой руки Меркурия) лента переброшена через оливковую ветвь, по левой стороне от божества лента пропущена через кольцо.
Источники:
ЦДНИ ТО. Ф. 4 (Томский уком РКП(б). Оп. 1. Д. 510 (Список товарищей, командированных на курсы деревенских работников. 1925 г.). Л. 455 об. (р-р 23 х 35,6 см), 461 об. (р-р 23 х 34 см).
Литература:
1. Бессолицын А.А. Зарождение и развитие института поставщиков Двора Его Императорского Величества // Историко-экономические исследования. 2018. Т. 19, № 1. С. 7-30. (дата обращения 08.02.2023)
2. Клепиков, С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX века / худ. С.Б. Телингатер. М.: Изд. Всесоюзной Книжной палаты, 1959. 306 с., ил. (дата обращения 08.02.2023)
3. Прейскурант компании Троицко-Кондровских писчебумажных фабрик В. Говарда. 1914 г. // Отраслевой канцелярский музей. (дата обращения 08.02.2023)
4. Промышленная Россия. 1923-1924 г. Справочная книга. М.: Издание газеты «Экономическая жизнь». 1924. С. 245-246 (I часть), С. 529 (II часть). 1758 с. (дата обращения 08.02.2023)
5. Юрьев П. Писчебумажное производство в общедоступном изложении. СПб. 1903. С. 18. (дата обращения 08.02.2023)
Интернет-ресурсы:
1. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации [портал Министерства культуры РФ]. (дата обращения 08.02.2023)
2. Всероссийские промышленные выставки // (дата обращения 08.02.2023)
3. Выставки [Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона]: (дата обращения 08.02.2023)
4. Говард, Вильям // (дата обращения 08.02.2023)
5. [Зайцев И.М.] Литографские камни из типолитографии Михайлова А. М. в Калуге // Сегмент. Канцтовары [электронный ресурс]. (дата обращения 08.02.2023)
6. Изображение лота [упаковочный этикет бумаги № 7 Кº В. Говарда] (дата обращения 08.02.2023)
7. Изображение упаковочного этикета (обертка бумажной пачки писчей бумаги № 5) (дата обращения 08.02.2023)
8. Писчебумажные фабрики Говарда и Варгунина // История книги на Руси (дата обращения 08.02.2023)
9. Полотняно-Заводская бумажная мануфактура [сайт фабрики]. (дата обращения 08.02.2023)
10. Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности [карта] // Минторгмузей (дата обращения 08.02.2023)
Материал подготовила Л.Н. Приль