Улица ДОРМАШ в Томске

Улица с таким названием появилась в Томске в 1932 г. Значит, на карте города она существует ровно 90 лет. История ее появления такова. 

В 30-х гг. ХХ в. в стране в основном были развиты такие виды транспорта, как железнодорожный, водный и гужевой. Из-за огромных размеров государства большое значение имел железнодорожный транспорт – основные магистрали, включая Транссиб, были построены еще до революции. 

Само дорожное строительство находилось в очень сложном положении. Городские дороги и тракты для гужевого транспорта в основном были грунтовыми. Самые лучшие «дорожные одежды» были в Москве и Ленинграде, там были булыжные мостовые. В целом в стране около 20 % дорог были мощеными, состояние трактов к 1930-м гг. было удручающим, дороги в межсезонье становились непроезжими.

Для того, чтобы развивать автотранспорт в масштабах государства, надо было, в том числе, заниматься дорожным строительством, т.е. были необходимы специальные дорожные машины, и, конечно, заводы, на которых эти машины будут производить. Отечественные разработки в сфере дорожной техники приветствовались, но их было мало. СССР мог закупать машины заграницей, затем их разобрали, делали чертежи и пробные разработки, потом запускали собственное производство.

Советские грейдеры 1931 и 1934 гг. 

5 мая 1932 г. Совет Труда и Обороны СССР принял постановление о строительстве двух заводов дорожных машин, один из них должен был разместиться в Серпухове, другой в Томске. 

О масштабах нового сибирского завода, сроках и объемах строительства томичи узнали 27 мая 1932 г. В тот день на заседании бюро Томского горкома ВКП(б) выступал председатель правительственной комиссии С. Самодуров. В ЦДНИ ТО сохранилась стенограмма его доклада. 

В документе сказано, что на строительство «социалистического завода-гиганта» было отпущено в тот момент 11 млн. рублей, а общая стоимость объекта составляла почти 36 млн. рублей. Завод должен был состоять из 21 цеха с общим числом работающих 4,7 тыс. человек. В Томске планировался выпуск автогрейдеров; канавокопателей; легких и тяжелых моторных катков; снегоочистителей автомобильных, тракторных, элеваторных; камнедробилок и т.д.

Как оказалось, в мае 1932 г. не было не только готовых чертежей машин, но и проектной документации на сам завод. Самодуров сообщил, что технологический проект должен быть готов к 1 июля; к 15 июля планировалось завершение его «согласования, подписания и утверждения». Затем, через 2-3 недели должен был появиться строительный проект; в августе должны быть готовы чертежи и тогда строительство должно было пойти полным ходом. К 1-му января 1933 г. завод должен быть готов на 33-40 % мощности, а в октябре 1933 г. строительство завода должно быть завершено. 

Грандиозные планы и мощные темпы, не подкрепленные, однако, ни одним проектом или чертежом! Заманчиво и неправдоподобно… 

Постановление президиума Томского горсовета «О постройке в Томске завода дорожных машин» от 17 июня 1932 г. // Красное знамя. 1932. 23 июня. (№ 137). С. 4.
Постановление президиума Томского горсовета «О постройке в Томске завода дорожных машин» от 17 июня 1932 г. // Красное знамя. 1932. 23 июня. (№ 137). С. 4.

Томичи включились в дело. 17 июня 1932 г. вышло постановление президиума Томского горсовета, которым была отведена площадка для завода недалеко от станции Томск-2 («между деревопропиточным заводом Наркомсвязи и станцией Томск-2 по длине, и между Томск-Чулымской железной дорогой и стрельбищем по ширине»). 

Возле заводской площадки начали строить жилой поселок и спланировали улицу, которую назвали ДОРМАШ, от слов «завод дорожных машин». Томская геолого-разведочная партия в июле спешно провела на площадке буровые работы, и была готова провести обследование грунтов. Срочно развернули набор рабочей силы; начали строительство жилых бараков, построили столовую, открыли ясли. 

С самого начала со строительством было много проблем, о чем свидетельствуют партийные документы и статьи в газете «Красное знамя». В Москве удалось получить 1 тонну гвоздей вместо необходимых 5 тонн; затягивались сроки предоставления проектно-сметной документации; отсутствовали стройматериалы (лес, кирпич); были проблемы с электричеством, водоснабжением, квалифицированными специалистами, продовольствием, спецодеждой, жильем для специалистов и рабочих.

Отметим, что контора Дормаша вместе с инженерно-техническими работниками и руководством располагалась в нескольких километрах от строительной площадки. Она находилось в центре города, в здании бывшего городского ломбарда (ныне – ул. К. Маркса, 26). Сейчас в этом здании располагается 2-й корпус нашего архива (ЦДНИ ТО).

Уже на 4 квартал (октябрь – декабрь) 1932 г. было отпущено 150 тыс. рублей вместо обещанных миллионов. В итоге к концу года на площадке стояло 3 жилых барака и работало 150 рабочих. Перспективы строительства были непонятными. 

Как писала газета «Красное знамя», в декабре 1932 г. два руководителя Дормаша, заместитель начальника строительства Мастеров и главный инженер Хрисанфов, выехали в Москву, чтобы «поставить ребром вопрос о дальнейшей судьбе завода».

В итоге стройка, не успев развернуться, в начале января 1933 г. была законсервирована. В этом же состоянии она оставалась и в 1934 г., когда журнал «За рулем» опубликовал беседу с С. Самодуровым, заместителем управляющего Дормашобъединения, о проблемах дорожного машиностроения в стране; там же был упомянут томский завод.

Три жилых барака для «социалистического завода-гиганта», т.е. все то, что удалось построить в 1932 г., снесли несколько лет назад. К настоящему времени все, что осталось в Томске от завода ДОРМАШ – название улицы и автобусной остановки (на ул. Мичурина) по имени несуществующего завода, как памятники несбывшейся мечте. 

Улица Дормаш в Томске. Август 2022 г. Фото С.Г. Кукшенева.

В рубрике «История в документах» публикуем Стенограмму доклада председателя правительственной комиссии С. Самодурова на заседании Томского горкома ВКП(б) от 27.05.1932 г. «О вопросах, связанных со строительством в г. Томске завода дорожных машин» // ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 233. Л. 242-243.

Источники:
ЦДНИ ТО. Ф. 80 (Томский горком ВКП(б). Оп. 1. Д. 169, 228, 229, 232. 

Периодическая печать:
1. Красное Знамя: том. обл. ежедн. газ. Томск, 1932. 23 июня, 4 июля, 24 октября, 12 декабря. (дата обращения 25.08.2022)

Литература:
1. Дорожное машиностроение резко отстает от требований дорожного строительства (беседа с заместителем управляющего Дормашобъединения т. С. Самодуровым // За рулем. 1934. № 3. С. 7-8. (дата обращения 25.08.2022)
2. Орлов И.Б. Коммунальная страна. Становление советского жилищно-коммунального хозяйства (1917-1941). М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. С. 193.
3. Томская область: Исторический очерк / Под ред. В. П. Зиновьева. Томск: Издательство Томского университета, 1994. С. 365. (дата обращения 25.08.2022)

Интернет-ресурсы:
История грейдера в СССР. Вопросы СССР [сайт].  (дата обращения 25.08.2022)

Выявление материалов и подготовка публикации Л.Н. Приль
Фотографии – С.Г. Кукшенев