Анастасия Никаноровна Бойцова родилась в 1926 году в д. Янище Сафоновского района Смоленской области. Со временем семья перебралась в Смоленск, где в 1941 году Анастасия и закончила школу.

«…Наш выпускной, на мне огоньковое платье, утром идем встречать солнце, приходим домой, а тут по радио объявляют – война!». Смоленск бомбили уже на третий день войны — 24 июня. «Днепр покраснел от крови, мосты взорваны», – вспоминала она. Дом, где жила семья, разбомбили. Вместе с матерью девушка эвакуировалась из Смоленска в г. Рославль, но вскоре немцы высадили в город десант, завязался бой. Советские солдаты, прикрывая собой женщин и детей, сажали их в товарные вагоны, на которых только что вывезли раненых бойцов с передовой. Так, с изрешеченными вагонами, и прибыли в Воронежскую область, где всех расселили по квартирам. Анастасия некоторое время работала в колхозе. Немецкое наступление продолжалось, и Бойцова вскоре была вновь эвакуирована дальше, на Урал, в г. Шадринск Курганской области. Там 15-летняя девушка прошла ускоренные курсы и поступила работать на телеграф телеграфисткой-телефонисткой.
Приближалась зима 1941 года. С огромной нагрузкой работали железные дороги. На восток шли эшелоны с эвакуированными предприятиями и гражданским населением, на запад – воинские подразделения, сформированные из резервов Красной Армии.
К концу ноября из 11-ти сходившихся к Москве радиальных линий связь с тылом обеспечивали только четыре железные дороги: Горьковская, Казанская, Ярославская и Ленинская. От железнодорожников требовалось огромное напряжение и четкая организация работы для своевременного формирования, отправления и пропуска поездов. Основная масса войск и техники направлялась на Западный фронт для обороны Москвы, также срочно перебрасывались стрелковые и танковые соединения на Калининский и Юго-Западный (Брянский) фронты.
В это время Ивана Федоровича Бабайцева, начальника Ленинской железной дороги, командировали в г. Шадринск для четкой организации воинских железнодорожных перевозок.
Анастасия Никаноровна вспоминала: «Мне посчастливилось работать с И.Ф. Бабайцевым. <…> Я передавала телеграммы движения поездов по телеграфу, в Центр, непосредственно со слов Бабайцева, который стоял рядом и диктовал эти телеграммы». Это была очень ответственная работа. Отправлять телеграммы приходилось сутками, иногда без сна. Через полгода, вернувшись в Москву, И.Ф. Бабайцев помог Анастасии выбраться в столицу, где в то время в военизированной охране служил ее отец.
В Москве девушка закончила срочные курсы операторов телеграфной станции и поступила работать на Белорусский вокзал. Она вспоминала, что телеграфистками были в основном такие же подростки; ведь все, кто был старше, ушли воевать. Движение на железных дорогах шло круглые сутки, постоянно шли эшелоны на фронт, который был совсем рядом. Москву регулярно бомбили, от бомбежек спасались в метро: «…страшно, но кому-то работать нужно. А работать было сложно и голодно, одна карточка на 500 г хлеба и одна тарелка пустых щей в сутки». Как и многие ровесники, Анастасия рвалась на фронт, но лет пока не хватало. После рабочей смены часто ездили в Подмосковье на заготовку дров для нужд города: «…сами пилим, загружаем на платформы, сами разгружаем в Москве».
Наконец, в 1943 году, 17-летняя Анастасия Бойцова добровольцем ушла на фронт. Служила в формированиях, которые обеспечивали охрану железных дорог. Была связисткой при штабе 87-го полка войск НКВД СССР, позднее включенного в 26-ю бригаду войск НКВД. «…Налаживаю связь, стреляют, бомбят, ад кромешный. Через плечо катушка весом 16 кг, винтовка, аппараты связи. Нам, связистам, пришлось испытать все тяготы войны. Приходилось стрелять и по самолетам немецким», – вспоминала Анастасия Никаноровна.
Плакаты Великой Отечественной войны (фото из открытых источников)
Подвиг связиста – особый подвиг, ведь именно от наличия связи зависит быстрота и своевременность передачи донесений, скорость принятия решения, а также выполнение приказов и команд. Особенно важна надежная связь в условиях напряженного боя. Обеспечить связь – важнейшая задача связиста. Многие из них погибли, выполнив задачу ценой своей жизни.

О подвиге связистов лучше всего говорит статистика. За годы войны звание Героя Советского Союза получили 303 военных связиста, 133 стали полными кавалерами солдатского ордена Славы, тысячи были награждены орденами.
Связист А.Н. Бойцова прошла всю войну: «В 1945 году получила самую дорогую медаль «За победу над Германией», – позже вспоминала она. – Мне посчастливилось, из 40 учеников нашего класса остались в живых только двое – я и Колька».
После окончания войны, еще 2 года служила в Прибалтике: «…там еще воевали, уничтожали банды всех мастей».
Демобилизовавшись [в 1946 г.], поступила учиться в Смоленский пединститут, училась и работала телефонисткой. А.Н. Бойцова, вспоминая то время, писала: «В городе опасно было даже после войны, еще не весь город был разминирован, взрывы гремели то здесь, то там».
Вышла замуж за военного и отбыла по месту службы мужа, в ГДР, где прожила 10 лет. Была преподавателем машинописи в местном Доме офицеров.
После возвращения на родину, семья решила связать свою жизнь с Томском. Бойцова вела курсы машинописи в гарнизонном Доме офицеров. Затем долгие годы преподавала в школе №34. Газета «Красное знамя» за 23 июня 1984 года в статье, рассказывающей об организации профориентации учащихся, писала: «Вот уже несколько лет в школе ведется подготовка машинисток и делопроизводителей. Занимается этим энтузиаст, ветеран труда Анастасия Никаноровна Бойцова. Ее воспитанницы работают на многих предприятиях Томска и даже, как не без гордости сообщили в школе, в советском посольстве во Вьетнаме».
Анастасия Никаноровна продолжала трудиться до 75 лет, отмечена почетным знаком «Отличник народного просвещения». В 1985 г. была награждена орденом Отечественной войны II степени.
Архивные источники:
ЦДНИ ТО. Ф. 5689. Оп. 1. Д. 13.
Интернет-ресурсы:
Бабайцев Иван Федорович (1897 – 1967) (дата обращения 08.02.2022)
Средства проводной связи в СССР. (дата обращения 08.02.2022)
Материал подготовила главный архивист ЦДНИ ТО Сидельникова С. В.