В ЦДНИ ТО хранится архивный фонд общественной организации, созданной в Томске в первые дни Великой Отечественной войны – «Томский комитет ученых по содействию промышленности, транспорту и сельскому хозяйству в военное время». В нем отложились документы о мобилизации научных сил города на нужды обороны страны.
Инициатором создания Комитета стал В.Д. Кузнецов, директор Сибирского физико-технического института (СФТИ). С этой идеей он выступил 27 июня 1941 г., а организационное оформление произошло 30 июня, когда был определен статус Комитета и его руководящий состав. Председателем стал Б.П. Токин, заместителями председателя ученые В.Д. Кузнецов, К.Н. Шмаргунов, А.Г. Савиных, представлявшие различные направления научной мысли Томска.
Комитет был создан как общественная структура при Томском горкоме ВКП(б).
Поначалу в его состав вошли представители научно-образовательного комплекса Томска. С приездом эвакуированных учреждений он значительно пополнился учеными Москвы, Ленинграда, Харькова. Комитет координировал действия всех научных сил города, что значительно повышало результативность томских разработок. Так, в работе Комитета активно участвовали сотрудники 27 лабораторий Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ), преподаватели Военной электротехнической академии связи (ВЭТАС), Московского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта (МЭМИИТ), Московского станко-инструментального института (МосСтанкин), ученые-метрологи Москвы, Харькова, Ленинграда, инженеры эвакуированных заводов и проч.
Комитет работал на общественных началах, без административного аппарата. Заседания проводились оперативно, исходя из возникающих очередных задач. Организационные формы работы были достаточно гибкими, при необходимости создавались бюро, ученые бригады, секции. По мере выполнения задач, формы реорганизовывались или упразднялись.

Важная роль в деятельности Комитета принадлежала лично В.Д. Кузнецову, как директору СФТИ. Заседания ученых проходили в его рабочем кабинете, само здание было «научно-техническим штабом» Комитета; а мастерские СФТИ стали его научно-производственной площадкой – в них создавалось сложное, а порой уникальное медицинское и инженерное оборудование и приборы. В целом же, СФТИ стал центром интеллектуальной жизни города – в его аудиториях шли заседания научных советов ТГУ, ТИИ, ТМИ, ТГПУ, ТЭМИИТа и эвакуированных вузов, на которых проходили защиты кандидатских и докторских диссертаций по различным отраслям знаний – от физики и химии до истории, филологии, культуры. Защиты научных работ на чужих площадях были вынужденными, ведь томские вузы передали собственные здания эвакогоспиталям и заводам.
Практические работы томских ученых по перестройке жизни на военные рельсы начались с первых дней войны. Лидерами оказались томские ботаники и фармакологи. Они знали, что Томский фармзавод получал лекарственное сырье из западных районов страны, и уже в июле-августе 1941 г. не имел его запасов. Фармакологическое бюро (Н.В. Вершинин, В.В. Ревердатто) приняло меры к срочному подключению школьников к сбору местных растений.
В конце августа было создано Консультационное бюро по важным вопросам развертывания промышленных предприятий. В него вошли ученые и инженеры, которые помогали решать топливно-энергетические, коммунальные, медицинские, геологические проблемы и т.д.
Консультационное бюро при Томском комитете ученых. [Осень 1941 г.]. ЦДНИ ТО. Ф. 1078. Оп. 1. Д. 9. Л. 1-2.
Комитет особенно интенсивно работал в 1941-1943 гг., когда надо было перестроить на военные рельсы жизнь тылового города, смонтировать и запустить эвакуированные заводы. Требовалась помощь ученых в решении практических задач, связанных с энергетикой и коммунальным хозяйством, т.к. уже перед войной городу не хватало энергии, тепло- и водоснабжения, жилищный фонд был изношен. С началом войны численность населения Томска выросла на треть, и коммунальных ресурсов было катастрофически недостаточно. В сентябре 1941 г. особенно актуальными стали проблемы топлива и энергетики.

В связи с мобилизацией остро встала проблема подготовки кадров взамен ушедших на фронт. Затем на повестку дня вышла борьба с сыпным тифом.
Томск стал госпитальной столицей Западной Сибири не только по числу развернутых здесь госпиталей, но и по внедрению новых способов лечения и новых препаратов.
Из переписки ВИЭМ с Комитетом ученых о помощи в производстве медицинских препаратов. Январь – февраль 1942 г. ЦДНИ ТО. Ф. 1078. Оп. 1. Д. 4. Л. 120, Д. 6. Л. 67.

В условиях войны остро недоставало многих привычных материалов и субстанций, им надо было найти заменители. Для промышленности – аналогов сырья, абразивных и электроизоляционных материалов, эмульсий, высокосортной стали и т.д. Для транспорта – новых видов горючих и смазочных веществ. Гражданскому населению не хватало продуктов питания, что требовало новых подходов к выращиванию сельскохозяйственных культур и их хранению. Эвакогоспиталям нужны были бинты и лекарства, поэтому разрабатывались новые варианты впитывающих повязок, более эффективные способы проведения операций и последующей реабилитации раненых.
Значение достижений и наработок Комитета выходило далеко за пределы г. Томска. В этот период томские ученые занимали лидирующие позиции во многих научно-технических и медицинских отраслях страны. Весной 1942 г. была проведена отраслевая научно-техническая конференция для оптико-механических заводов (№353, №355), затем городские научно-технические конференции по металлообработке. Регулярно на разных уровнях (районов, городов, области) проводились конференции рационализаторов и изобретателей.
В Томске, а затем в Новосибирске прошла конференции по электроизоляционным материалам; следующая – по поточному методу производства с основными докладами авторов идеи, томичей А.Н. Добровидова и А.М. Розенберга. Геологи провели областную конференцию по минеральному сырью, на которой ряд докладов был сделан томскими учеными, открывшими новые месторождения на территории Кузбасса, Алтая и Хакассии. По инициативе томских медиков и фармакологов состоялось несколько конференций различных уровней по новым методам лечения и новым препаратам. На шахтах Кузбасса, благодаря новому методу Н.А. Чинакала, значительно выросла добыча угля.
Командировочные удостоверения сотрудников СФТИ профессоров В.Д. Кузнецова и В.М. Кудрявцевой для участия в областном совещании ученых. Март 1942 г. ЦДНИ ТО. Ф. 1078. Оп. 1. Д. 9. Л. 155, 159.
Состав Комитета на протяжении 1941-1945 гг. менялся и дополнялся. За годы войны из его состава выбывали ученые, мобилизованные на фронт или выехавшие на места постоянного проживания, вместо них в Комитете появлялись новые члены.

Как сказано выше, работы Комитета проходили в порядке общественной нагрузки. Однако томские ученые одновременно интенсивно вели собственные теоретические и практические исследования, напрямую связанные с оборонными нуждами страны.
Достижения многих томских ученых были отмечены многочисленными высокими государственными наградами – Сталинской премией и орденами. По сведениям А.О. Степнова, в целом в годы войны и первые послевоенные годы Сталинская премия была присуждена 14 членам Томского комитета ученых. В 1941-1945 гг. за достижения в области науки стали лауреатами 8 из них – В.Д. Кузнецов и М.А. Большанина (СФТИ), А.А. Заварзин (ВИЭМ), геолог К.В. Радугин (ТИИ), Н.А. Чинакал (ТИИ), Л.П. Кулев (ТИИ), А.Г. Савиных (ТМИ), С.П. Сыромятников (МЭМИИТ).
В 1946-1950 гг. за достижения, сделанные в годы войны, награду присудили еще 6-ти бывшим членам Томского комитета ученых. В их числе Д.А. Жданов (ТМИ), Б.И. Баяндуров (ТМИ), Н.В. Вершинин, Д.Д. Яблоков, В.В. Ревердатто (ТМИ), Б.П. Токин (ТГУ).
В целом, активная деятельность Томского комитета ученых в годы войны помогла не только справиться с имевшимися проблемами перевода городского хозяйства и промышленности на военный лад, но и заложить фундамент дальнейшего развития Томска как крупного сибирского промышленного и научного центра.
Источники:
1. ЦДНИ ТО. Ф. 80 (Томский горком ВКП(б) – КПСС). Оп. 3. Д. 3. Л. 199-202; Д. 203. Л. 6–29.
2. ЦДНИ ТО. Ф. 1078 (Томский комитет ученых по содействию промышленности, транспорту и сельскому хозяйству в военное время).
Литература:
1. Жаткин О.А., Зеленин С.Ф. Роль Комитета ученых по мобилизации научной деятельности ученых Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Исторический опыт медицины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. IV Всероссийская конференция (с международным участием). Доклады и тезисы. Москва. 2008. С. 61-63. (дата обращения 03.06.2021)
2. Петрова Т.Н. Томский комитет ученых в годы Великой Отечественной войны // Исторический архив. 1959. №4. С. 57-79.
3. Степнов А.О. Ученые г. Томска – лауреаты Сталинской премии в области науки за достижения в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Вестник ТГУ. 2018. № 430. С. 132–138. (дата обращения 03.06.2021)
4. Томский комитет ученых в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: документы и материалы / отв. Ред. С.Ф. Фоминых. Томск : Издательский дом ТГУ, 2015. 480 с. + 8 вклеек.
Публикации сотрудников на сайте ЦДНИ ТО:
1. Королева М.Е. Помощь Томского комитета ученых угольной промышленности Кузбасса. (дата обращения 03.06.2021)
2. Маркова Е.Г. Растения для выживания. (дата обращения 03.06.2021)
3. Маркова Е.Г. Томские ученые медики. (дата обращения 03.06.2021)
4. Приль Л.Н. Был ли в Томске в эвакуации иридиево-платиновый килограмм? (дата обращения 03.06.2021)
5. Приль Л.Н. Сотрудники ВИЭМ в томской эвакуации. (дата обращения 03.06.2021)
6. Приль Л.Н. Деятельность ВИЭМ в протоколах Томского горкома ВКП(б). (дата обращения 03.06.2021)
Материал подготовила заместитель директора Л.Н. Приль