Говоря об искусстве в томском тылу, необходимо упомянуть вклад творческой интеллигенции в культуру города. Зачастую в биографиях музыкантов, художников, ученых, живших в Томске во время эвакуации, этот период остается малоизвестным – ведь, как правило, после войны старались не вспоминать горечь перенесенных утрат и лишений. Но в архивных документах сохранились сведения о людях, чья деятельность оставила значительный след в духовной жизни тылового Томска. Среди них следует назвать пианиста, педагога и музыковеда Михаила Семеновича Друскина (14 января 1905 – 20 апреля 1991).
Источниками для изучения томских страниц его биографии являются опубликованная переписка М.С. Друскина, архивные документы ЦДНИ ТО и материалы газеты «Красное знамя». Благодаря им, стало возможным уточнить период пребывания этого неординарного человека в нашем городе, определить основные направления его разносторонней творческой деятельности, а также места, где он жил и работал в Томске.
М.С. Друскин известен как крупный специалист отечественного музыковедения; профессор Ленинградской консерватории и Ленинградского театрального института; доктор искусствоведения (1946); заслуженный деятель искусств РСФСР (1962). Он, по мнению Л. Ковнацкой, «один из самых значительных отечественных музыкальных ученых и педагогов XX столетия». Классикой стали несколько его книг. Так, широко известен учебник «История зарубежной музыки второй половины XIX века»; в числе бестселлеров популярное издание «100 опер», выдержавшее около 10 изданий. Большим событием в отечественной музыкальной культуре был выход в 1965 г. книги А. Швейцера «Иоганн Себастьян Бах». Полнота издания, качество перевода и развернутые комментарии были заслугой Я.С. и М.С. Друскиных. Издание сразу стало библиографической редкостью, обеспечив братьям почет и уважение в среде профессионалов.
В довоенные годы занимался изучением истории революционной и студенческой песни, джаза, классической и современной музыки. В 1931 г. как пианист, подающий большие надежды, находился на стажировке в Германии. Тогда же в Кёльне, родном городе Бетховена, исполнял его Четвёртый концерт с оркестром Берлинской филармонии. Позднее опубликовал ряд научных работ о творчестве композитора.
В основном вся его творческая жизнь была связана с Ленинградом. Накануне войны преподавал в Ленинградской консерватории, а в театральном институте (ЛГТИ) заведовал кафедрой музыкального образования. Дружил с И.И. Соллертинским, под руководством которого работал в филармонии. Пережил блокадную зиму 1941–1942 гг., продолжая вести занятия в консерватории и институте.
26 февраля 1942 г. эвакуировался из города вместе с ЛГТИ сначала в Кострому, а затем в Пятигорск. Однако в теплых краях вуз пробыл чуть больше 3 месяцев, с конца апреля до начала августа 1942 г. Потом ситуация на Северном Кавказе стала стремительно меняться, и коллективу ЛГТИ пришлось эвакуироваться второй раз, теперь пешком до Орджоникидзе, а затем до Тбилиси.
Людям, едва пришедшим в себя после блокады, за 17 дней пришлось пройти более 200 км по Северному Кавказу, по пути обменивая у населения свои вещи на продукты питания. Во время этого похода было не до смеха, но студенты ЛГТИ сочинили задорную песенку об обстоятельствах пешей эвакуации, а Друскин стал автором ее музыки. Песня долго была неофициальным шутливым гимном института.
После пешего перехода у Друскина с женой остался только небольшой рюкзак с самым необходимым. Из Тбилиси он писал в Новосибирск И.И. Соллертинскому: «Дорогой друг, я жив и здоров, хотя нищ и гол». В другом месте сообщает – «Пешком добрались до Тбилиси; меня, оборванного, грузинские друзья приодели и снабдили деньгами». Из Грузии институт, по указанию Управления по делам искусств при СНК РСФСР, выехал в Томск.
В наш город прибыли в морозном октябре 1942 г. Сразу же коллектив вуза включился в творческую жизнь города. Студенты давали концерты в госпиталях, колхозах и детских домах, преподаватели участвовали в серьезных музыкальных мероприятиях. В ноябре 1942 г. Друскин, вместе с другими эвакуированными музыкантами, подписал письмо в Томский горком партии с предложением создать городскую филармонию. В конце 1942 г. выступил на вечере фортепианной музыки (клавирабенд) в Томском музыкальном училище. В январе 1943 г. стал инициатором, руководителем и участником веселой литературно-музыкальной радиопередачи «Прямой наводкой», ставшей очень популярной у томичей.
В Доме Красной Армии, основной концертной площадке того времени, Друскин открывал вступительным словом концерты симфонической и камерной музыки, тематические музыкальные вечера. Он рассказывал о творчестве композиторов Глинки, Бизе, Грига, Шуберта, Сибелиуса, Малера, Гуно. Люди, видевшие его на сцене, отмечали аристократический, немного надменный вид. Даже после блокады и двух эвакуаций он производил впечатление человека, выпавшего из обстоятельств военного времени.
Так, М. Бялик вспоминал о концерте, на котором М.С. Друскин играл вместе с пианисткой Т.П. Кравченко в зале Томского музыкального училища. «… Таких людей, как М.С., мне не доводилось прежде встречать. Люди, в кругу которых я находился, были придавлены обстоятельствами, несвободой, заботами военных лет. И вдруг я увидел человека, который словно возвышался над тяжким военным бытом. То был денди, человек, одетый с иголочки, никуда не спешаший, внешне спокойный, с необычным чувством собственного достоинства. Аристократизм его облика меня совершенно потряс, ничего подобного я раньше не видел… При этом все выглядело просто, естественно. Если и был момент игры, актерства, то он был совершенно незаметен». Напомним, что над его концертным костюмом пришлось всерьез поработать грузинским друзьям.
В Томске М.С. Друскин написал тезисы диссертации «История клавира и клавирной музыки в XVI-XVIII веках» (защита состоялась в Москве осенью 1944 г.). Для зимней научной конференции ЛГТИ писал доклад «Героические традиции русской оперной классики». Готовился к концерту в Новосибирске, где в марте 1943 г. должен был исполнить Бранденбургский концерт Баха вместе с симфоническим оркестром Ленинградской филармонии.
18 мая 1943 г. газета «Красное знамя» отметила стахановский труд коллектива ЛГТИ на рытье котлована для томской электростанции, персонально назвав ряд студентов, руководителей вуза в лице Н.Е. Серебрякова и Е.Д. Головинской, а также М.С. Друскина, популярного в широких кругах томичей. Одни его знали по веселой радиопередаче, другие – по серьезным концертным выступлениям.
В Научной библиотеке ТГУ много читал исторической и философской литературы, от античности до XX века. В июле 1943 г. выехал в Свердловск для чтения лекций. Возвращался в Томск, уже имея приглашение перейти на работу в Уральскую консерваторию.
13 сентября 1943 г. был освобожден от заведования кафедрой музыкального образования ЛГТИ, ввиду перевода в Уральскую консерваторию (Свердловск). Провел на Урале один учебный год (1943–1944 гг.) В Ленинград вернулся в 1944 г.
В литературе не удалось найти подтверждений того, что М.С. был человеком яркого темперамента. Но в Томске остались свидетельства этих проявлений его натуры. Страстность и азартность запечатлены на студенческом шарже на радиопередачу «Прямой наводкой», а боевой характер (в борьбе за обладание роялем с кличем «Моя группа, ко мне!») зафиксирован в документах Томского горкома ВКП(б).
М.С. Друскин за неполный год, проведенный в Томске, проявил себя как разносторонний человек, живущий насыщенной творческой жизнью. Он преподавал в ЛГТИ; занимался общественной работой (организация филармонии, подготовка радиопередач, рытье котлована для ТЭЦ); писал диссертацию; занимался в НБ ТГУ; разучивал и исполнял крупные музыкальные произведения; как музыковед, рассказывал слушательской аудитории об особенностях произведений русских и зарубежных композиторов.
Томский горком ВКП(б) дважды принимал решения о награждении Друскина – за подготовку радиопередачи его премировали отрезом ткани на костюм; а грамотой горсовета – за большую общественную и производственную работу, и за активное участие в строительстве электростанции и железнодорожной ветки.
С именем М.С. Друскина связано несколько мест в центральной части города. Так, ЛГТИ, где он преподавал, располагался в здании Комитета по делам искусств, занимая чердачный этаж (пр. Ленина, д. 8; ныне пр. Ленина, д. 105, здание Думы г. Томска). Концерты с его участием проходили в Томском музыкальном училище и Доме Красной Армии (ныне Дом офицеров). Проживал по пер. Подгорному, д. 12 (ныне пер. Беленца, д. 12).
Литература:
1. Памяти М.С. Друскина: в 2-х кн. / Кн. I. Статьи. Воспоминания / ред.-сост.: Л.Г. Ковнацкая, А.К. Кенигсберг, Л.В. Михеева; подгот. материалов: Л.О. Адэр, О.Н. Чумикова; Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. СПБ: ООО «Аллегро», 2009. 584 с.
2. Памяти М.С. Друскина: в 2-х кн. / Кн. II. Из переписки / ред.-сост.: Л.Г. Ковнацкая, А.К. Кенигсберг, Л.В. Михеева; подгот. материалов: Л.О. Адэр, О.Н. Чумикова; Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. СПБ: ООО «Аллегро», 2009. 428 с. [См. библиографию работ М.С. Друскина на стр. 375–401].
Публикации о М.С. Друскине и ЛГТИ на сайте ЦДНИ ТО:
https://cdnito.tomsk.ru/2016/05/18/
https://cdnito.tomsk.ru/2020/04/28/
https://cdnito.tomsk.ru/2021/03/30
Публикацию подготовила заместитель директора Л.Н. Приль