Томск – город трудовой доблести: Сибэлектромотор

20 июля 1941 г. был издан приказ заместителя народного комиссара электропромыщленности об организации в г. Томске филиал завода «Электросила». Выбор этот не был случайным. В феврале 1940 г. наркомом электропромышленности СССР было принято решение о строительстве в г. Томске завода по выпуску электродвигателей. Весной 1941 г. был заложен фундамент первого корпуса,   к августу началось возведение стен.

10 августа 1941 г. первые два эшелона (127 человек и 29 платформ оборудования) Ленинградского завода «Электросила» им. С. М. Кирова прибыли на станцию Томск- I. Всего из Ленинграда ушли в Томск 5 эшелонов, в которых уехали 378 работников завода с семьями и 110 платформ со станками и материалами.

Сборка коробки передач для танка Т-34 на Уральском танковом заводе № 183. 1942 г. РГАЭ. Ф. 8752. Оп. 4. Д. 880. Л. 21.Директором филиала в Томске был назначен Абрам Вульфович Черняк, работавший на заводе «Электросила» с 1927 г.

15 августа 1941 г. состоялось заседание бюро Томского горкома ВКП(б), на котором обсуждались размещение оборудования и скоростное строительство корпусов электромоторного завода. К 19 августа было решено выделить в распоряжение строительства 20 каменщиков и 50 плотников, началась ударная стройка двух корпусов общей площадью 2700 кв. м. со сроком ввода в эксплуатацию в 3 квартале 1942 г.

Важной задачей было расселение людей, прибывших с заводом, а также перемещение станков и материалов со станции Томск I на строительную площадку и в Госконюшни. С транспортом в городе было очень плохо, свободных подвод и машин не было, в связи с чем было решено приступить к монтажу узкоколейной ветки. В начале сентября на базе Госконюшен были организованы мастерские, в которых прибывшее оборудование завода приводилось в порядок, ремонтировалось, смазывалось.

29 ноября 1941 г. в Томск прибыли первые 2 эшелона с оборудованием и рабочими Ярославского электромашиностроительного завода, единственного завода СССР, производящего электромоторы для танков. Разместить эвакуированное предприятие решено было также на площадях строящегося электромоторного завода. К началу 1942 г. срочно достраивались общежития пединститута, под жилые помещения приспосабливались рубленые амбары, общей площадью 800 кв. м.

Решением ГКО вновь созданному Томскому электромеханическому заводу определен профиль производства: это самолетное, танковое электромашиностроение, оборудование для связи.

К 7 ноября 1941 г. первый корпус был построен. В нем отсутствовал пол, отопление (пока не была построена котельная, завод отапливался буржуйками), станки были установлены на бетонных фундаментах, но 21 декабря 1941 г. завод начал работу. Из привезенных деталей были собраны первые электродвигатели (этот день считается Днем рождения завода). Всего в 1941 г. было собрано 28 электродвигателей.

В декабре 1941 г. на площадку электромоторного завода эвакуирован Московский Государственный электромоторный завод им. Лепсе.

 В 1942 г. Томский электромоторный завод переименован в Государственный союзный завод № 653 Наркомата электропромышленности СССР. В 1942-44 гг. шло строительство чугунолитейного цеха, на площадях завода организован специальный инструментальный цех для производства штампов, приспособлений и специнструмента.

Несмотря на то, что в течение января 1942 г. в производственную деятельность включились все заводские цеха, первую половину года на заводе продолжались строительные работы, проводился монтаж оборудования. В августе этого года для обеспечения бесперебойной подачи энергоснабжения, была введена в эксплуатацию собственная электростанция с высоковольтной линией передачи.

Остро стоял вопрос кадров. В 1942 г. требовалось 296 станочников, 274 обмотчика, 392 слесаря. В большинстве своем на заводе работали  жители Томска, причем 80% составляли женщины. Источником подготовки рабочих служили школа ФЗО №11 и ремесленное училище №10.

В январе 1943 г. завод переживал особенно большие трудности, из-за пожара вышла из строя котельная. Несмотря на суровые сибирские морозы, в холодных цехах, завод продолжал работать и выпускать моторы для танков и самолетов. Стахановцы завода Юшкин Г. А., Барашков И. М., стахановцы двухсотники Королев С. И., Краскина Н. И. и другие давали до 6 норм в смену. В 1943 г. на заводе трудилось 649 стахановцев, 473 многосотников. Рабочая смена длилась по 12 часов.

Заказы фронта определяли всю деятельность Томского электромоторного завода. Первое место по значимости и по объему занимало производство стартеров для танков СТ-700. Значительную долю заводской продукции составляли так называемые малые спецмашины: миниатюрные моторы для танков и авиапромышленности, моторы для фронтовых кинопередвижек. В 1943 г. томские моторостроители получили задание увеличить производство двигателей общепромышленного значения, предназначавшихся для восстановления хозяйства на освобождаемой от врага территории. Завод начал выпускать запасные части для сельскохозяйственных машин и МТС.

За годы войны ушли на фронт 49 работников завода.  Значимый вклад в победу над врагом внесли все томские моторостроители, произведя за годы войны тысячи электромоторов для танков, самолетов. В мирном строительстве – для тракторов и других сельскохозяйственных машин.

Источники:
Ф. 80. Оп. 3. Д. 4, Д. 5.
Ф. 314. Оп. 1. Д. 207, Д. 238.
Ф. 332. Оп. 1. Д. 1, Д. 2, Оп. 2, Д. 3; Оп. 3. Д. 1.
Ф. 6215. Оп. 2. Предисловие к фонду.
Синяев В., Дмитриенко Н., Коновалов  П. Сибирский электромоторный. Томск.: Изд-во Том. ун-та. – 1978.

гл. архивист ЦДНИ ТО, Сидельникова С. В.