В память о Великой войне: фронтовые дороги 150-й стрелковой дивизии

Весной 1942 г. положение дел на фронте оставалось тяжелым. Перевес сил по-прежнему сохранялся на стороне германских войск. Тяжелые потери нес Крымский фронт, жестокие бои шли в районе Харькова. Оборона в полосе Юго-Западного и Южного фронтов была кардинально ослаблена. Это облегчило немецкому командованию осуществление заранее спланированной операции «Блау» по стратегическому наступлению на нефтяные промыслы Кавказа и создало предпосылки для выхода к Сталинграду и Волге.

Сдерживание врага требовало мобилизации всех сил. 1 мая 1942 г. Народным комиссаром обороны И. В. Сталиным подписан Приказ №130 об одновременном наступлении советских войск на всех главных стратегических направлениях. 1942-й год должен был стать «…годом окончательного разгрома немецко-фашистских войск и освобождения советской земли от гитлеровских мерзавцев». 28 июля 1942 г. вышел знаменитый Приказ Сталина, который условно называют «Ни шагу назад!».

Сразу после выхода майского приказа 1942 г. был проведен призыв и отправка на фронт военнообязанных 1925 г.р. и старших возрастов. За май – июнь 1942 г. один только Нарымский округ проводил на фронт более 10% взрослого населения.

В июле 1942 г. Новосибирский обком ВКП(б) вышел с инициативой создать Сибирскую добровольческую дивизию. 3 июля 1942 г. было получено разрешение Государственного Комитета обороны. 8 июля 1942 г. Новосибирский обком ВКП(б) постановил сформировать 1-ю добровольческую дивизию сибиряков в составе 1-го Новосибирского, 2-го Кузбасского, 3-го Кемеровского стрелковых полков (сп), 4-го Томского артполка, Прокопьевского учебного батальона и Нарымской снайперской роты. Всего около 12 000 человек комсомольцев и коммунистов. Оснастить дивизию дополнительным вооружением и снаряжением предполагалось из местных ресурсов.

Набор добровольцев и призывников прошел очень быстро. На 2 августа 1942 г. дивизия насчитывала уже около 13 000 человек.

В конце июля 1942 г. в г. Юрга, тогда Новосибирской области, началась учебно-боевая подготовка, рассчитанная на 4 недели. В августе 1942 г. каждому воину в торжественной обстановке было вручено боевое оружие, а полкам и отдельным батальонам – Красные знамена. Нарымская добровольческая рота 674-го стрелкового полка получила знамя от Нарымского окружного комитета партии и окружного исполнительного комитета. Под этим знаменем рота прошла боевой путь по полям Калининской, Смоленской, Псковской областей, по землям Белоруссии и Латвии. После расформирования дивизии в 1946 г. знамя 674 полка вернулось в г. Колпашево. Сейчас оно находится на хранении в Колпашевском краеведческом музее. В фондах Томского областного краеведческого музея хранится Красное знамя 328-го артиллерийского полка.

14 сентября дивизии был присвоен воинский номер «150», она стала именоваться «150-я Сталинская стрелковая дивизия добровольцев-сибиряков». Необходимо уточнить, что сформированная летом 1942 г. 150-я стрелковая дивизия была дивизией второго формирования. 150-я стрелковая дивизия первого формирования в действующей армии находилась с 22 июня 1941 г. по 30 июня 1942 г. После тяжелейших боев была расформирована как погибшая в Харьковском «котле»…

К 23 сентября дивизия 2-го формирования была переброшена под Москву в Кузьминские лагеря. Полки дивизии получили номера: Новосибирский – 469 стрелковый полк (сп), Кузбасский – 674 сп, Кемеровский – 856 сп, Томский – 328 артиллерийский полк (ап).

До 30 сентября в Кузьминках продолжались пополнение и подготовка личного состава. 1 октября 150-я сд. вновь погрузилась в эшелоны и направилась на Калининский фронт.

Тыл держал связь с солдатами сибирской дивизии на протяжении всех военных лет: из районов на фронт и с фронта регулярно шли письма, земляки собирали и отправляли немудреные, но такие необходимые для солдат подарки, перечисляли деньги.

В составе 6-го стрелкового корпуса 22-й, а затем 41-й армии 150-я сд. участвовала в прорыве сильно укреплённой полосы обороны противника в районе юго-западнее г. Белый, в январе 1943 г. в Великолукской операции. После взятия Великих Лук до 15 февраля 150-я сд. оборонялась на достигнутых рубежах, а затем совершила трёхдневный марш к г. Локня в суровых условиях лесной и болотистой местности. За боевые заслуги 19 апреля 1943 г. была преобразована в 22-ю гвардейскую стрелковую дивизию (22 гв. сд).  С этого же момента 328-й артиллерийский полк стал именоваться 48-м Гвардейским артполком.

В Орловско-Курской битве в июле-августе 1943 г. 22-я гв. сд. действовала на Спас-Деменском направлении, в районе Гнездиловских высот и станции Павлиново. В первом эшелоне наступления на Западном фронте, которое возобновилось 28 августа, шли полки 22-дивизии сибиряков. 31 августа Москва салютовала войскам, освободившим Ельню. За освобождение Ельни Верховный Главнокомандующий объявил личную благодарность солдатам 22-й дивизии. А затем были бои за Оршу и другие города и села Белоруссии и Прибалтики. За участие в освобождении г. Риги 22-я гвардейская дивизия получила наименование «Рижской».

Объявляя призыв в Сталинскую дивизию Новосибирский обком ВКП(б) планировал, что личный состав будет состоять главным образом из добровольцев, большинство из которых комсомольцы и коммунисты. Фактически в дивизию были зачислены как добровольцы, так и призывники, как сибиряки, так и уроженцы центральных районов СССР, как мужчины, так и женщины, как комсомольско-партийные активисты, так и спецпереселенцы, признанные советской властью «неблагонадежными».

Разностатусность не помешала бойцам сибирской дивизии подать пример мужества и настоящей человеческой силы, которая рождается в определенных условиях. Слава о сибирском бесстрашии гремела по всем фронтам Великой Отечественной войны.

Письмо командования 6 Сталинского добровольческого стрелкового корпуса землякам. 5 января 1943 г. ЦДНИ ТО. Ф. 358. Оп. 1. Д. 231. Л. 1-4.

10 июля 1942 г. заявление на зачисление в дивизию написала Стаценская Анна Михайловна, студентка Колпашевского учительского института. Аню зачислили санинструктором в 674-й стрелковый полк. В марте 1943 г. сибирячка получила свою первую высокую награду: медаль «За боевые заслуги» за активность и неутомимость в деле эвакуации раненых. В августе 1943 г. при взятии высоты в Гнездиловском районе Смоленской области девушка под шквальным пулеметным и минометным огнем спасала раненых, за что получила вторую награду – медаль «За отвагу». 21 января 1944 г. на поле боя Аня получила ранение несовместимое с жизнью.

Санитарка Муковоз Пелагея Лукьяновна 1916 г.р. была призвана Асиновским райвоенкоматом и зачислена в 150-ю сд (2 ф.) с начала ее формирования. Уже в конце декабря 1942 г. сибирячка была награждена медалью «За отвагу». В двухмесячный период Ржево-Сычевской операции по разгрому немецкой 9-ой армии она провела 20 эвакуационных рейсов с тяжелоранеными. Ввиду нехватки медсестер и большого количества раненых санитарам приходилось сопровождать одновременно от 5 до 8 автомашин. В машинах под наблюдением Пелагеи не было случаев обморожения раненых, как не было и потерь в личном составе во время бомбежки санобоза фашисткой авиацией. Как только начинался налет девушка без промедления приступала к маскировке автомашин.

Удивительная военная судьба сложилась у Соколовой Лидии Григорьевны, 1922 г.р. В 1942 г. она была призвана Томским горвоенкоматом в санитарный батальон 674-й сп 150-й сд. За самоотверженную работу в марте 1943 г. была награждена медалью «За боевые заслуги». После завершения боев под г. Белый и г. Великие Луки санитарка вызвалась изучать снайперское дело. 7 августа 1943 г. на Смоленщине в бою за высоту в Гнездиловском районе Лидия показала себя. Она бесстрашно выбирала позиции на самых опасных участках и меткой стрельбой из снайперской винтовки вывела из строя 32 немца. Более того, успевала оказать медицинскую помощь раненым.

Банников Григорий Антонович, 1914 г. р., до начала войны работал агрономом в Светлянской МТС Чаинского района. В 1942 г. Григорию пришла повестка. Служить сибиряк попросился в 150-ю сд. В просьбе не отказали. После короткого обучения Григорий Антонович попал на фронт сапером. В ночь с 29 на 30 августа 1943 г. Григорий, выполняя боевое задание по разведке переправы по р. Угра в районе д. Кувшины Ельненского района Смоленской области, проявил исключительную храбрость и выдержку. В холодной воде под артминометным огнем противника проплыл более километра реки, обследуя дно и берега, в поиске переправы. Установив удобное место, в мокрой одежде, всю ночь под непрекращающимся огнем противника сооружал переправу. Наградной лист на представление к награде медалью «За отвагу» был подписан 8 сентября 1943 г. А 27 октября 1943 г. Григорий погиб.

Кучер Василий Евсеевич, 1908 г.р., житель Молчановского района, тоже попал в 150-ю сд (2 ф.) 328-й артполк связистом. Каждый год за проявленную решительность и храбрость удостаивался высокой награды. За поддержку бесперебойной связи между подразделениями во время боев за г. Белый – медаль «За отвагу» (февраль 1943 г.). 15 ноября 1943 г. в бою за д. Новое село Орлинского района Витебской области (Белоруссия), находясь на линии связи, попал с сослуживцем под сильный огонь противника. Самого Василия после близкого разрыва снаряда засыпало землей, а телефониста тяжело ранило. Василий вынес товарища с поля боя, вернулся на место порыва и сумел наладить связь, и все это под неутихающим обстрелом. В феврале 1944 г. Кучер В. Е. был награжден орденом Красной Звезды. В октябре 1944 г. Василий Евсеевич был награжден орденом Отечественной войны II степени. Посмертно. Во время разгрузки боеприпасов 7 октября 1944 г. в районе д. Юглас Латвийской ССР немцы начали артобстрел. Один из осколков попал в ящик с боеприпасами. Василий подхватил горящий ящик и бросился с ним в кювет, спасая личный состав и остальные боеприпасы. Снаряды разорвались у него в руках.

Савченко Николай Филиппович, 1918 г.р., до ухода на фронт работал инспектором по эвакуированным в Асиновском райкоме ВКП(б). В 150-ю сд попал в 175-й разведбатальон. В январе 1943 г. боях за д. Федьково в Великолукском районе под руководством Николая группа разведчиков захватила немецких унтер-офицера и ефрейтора, с документами и личным оружием. Операция прошла без единой потери в разведгруппе. Сведения, полученные от «языков» по расположению частей противника, были на вес золота. За это старшина Савченко был награжден орденом Красной Звезды. 17 марта 1943 г. в Великолукском же районе в бою за д. Черная Николай Филиппович был убит.

Невозможно перечислить все подвиги сибиряков, воевавших в 150-й сд (2 ф.), назвать все фамилии. Но в каждом подразделении дивизии солдаты и их командиры совершали свой трудный подвиг: поднимали в атаку и оставались в одиночку на огненном рубеже, преодолевали свой страх и не покидали поле боя, несмотря на тяжелые ранения, спасали товарищей и брали голыми руками «языка», оставались лежать на безымянной высоте.

Свой боевой путь 150-я стрелковая дивизия второго формирования закончила участием в разгроме Курляндской группировки врага.

Историческая справка к шефскому Красному знамени от Нарымского окружного комитета ВКП(б) и окружного исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся от 6 июня 1946 г. ЦДНИ ТО. Ф. 607. Оп. 1.Д. 551. Л. 18.

Воины-сибиряки сражались и дальше в рядах 150-ой стрелковой дивизии, но уже 3 формирования. В третий раз 150-я стрелковая дивизия возродилась в сентябре 1943 г. в районе Старой Руссы на базе 127, 144-й и 151-й стрелковых бригад. До конца 1943 г. дивизия участвовала в боях в составе 22-й и 6-й гвардейской армий. С 5 января до конца июля 1944 г. дивизия вела оборонительные и наступательные бои в составе 3-й ударной армии 2-го Прибалтийского фронта. С апреля 1944 г. 150-я стрелковая дивизия вошла в состав 79-го стрелкового корпуса этой же армии. В ходе Режицко-Двинской и Мадонской операций приняла участие в освобождении городов: 12 июля — Идрица, 27 июля — Режица (Резекне) и 13 августа — Мадона. За боевые заслуги 150-я стрелковая дивизия была удостоена почетного наименования Идрицкая. В апреле 1945 г. за ночной бой у озера Вошванзее во время Восточно-Померанской операции дивизия была награждена орденом Кутузова II степени.

Боевой путь этой дивизии завершился на крыше Рейхстага. И тут сибиряки сыграли первую скрипку.

29 апреля 1945 г. батальоны 150-й и 171-й стрелковых дивизий переправились на противоположный берег Шпрее, началась битва за квартал, расположенный непосредственно перед Рейхстагом. Бой завязался не на жизнь, а на смерть, на счету была каждая секунда, каждый солдат и каждая единица техники.

При штурме Рейхстага пригодились слесарные навыки телефониста 328-го артполка 150-й дивизии из Шегарского района Калинина Николая Николаевича, 1919 г.р. 30 апреля 1945 г. при переброске орудий от Дворца Гитлера к Рейхстагу был подбит грузовой «Студебекер». Благодаря отчаянному поступку и мастерству Николая, который под огнем противника сумел проползти к автомобилю и починить его, не была потеряна динамика штурма. К имеющимся наградам Николая Николаевича тогда прибавился орден Красной Звезды.

29-30 апреля 1945 г. все орудия, предназначенные для поддержки пехоты, открыли огонь по Рейхстагу. Под прикрытием артподготовки батальоны 756-го и 674-го стрелковых полков 150-й дивизии пошли в атаку, преодолевая заполненный водой ров, сопротивление фашистов в траншеях и окопах перед зданием. К полудню 30 апреля 1945 г. полки ворвались в Рейхстаг. Среди бойцов был разведчик 674-го стрелкового полка Емельянов Андрей Семенович, 1926 г.р., житель д. Красный Яр Кривошеинского района.

В наградном листе 19-летнего солдата в графе «Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг» говорится буквально следующее:

29.04.1945 г. на подручных средствах, он в числе первых форсировал реку Шпрее, и, борясь с боем за каждый метр площади, разведчики в 14 часов 30 апреля 1945 г. ворвались в здание Рейхстага. С ходу захватили выход одного из подвалов, заперев тем самым до 300 немецких солдат гарнизона Рейхстага. Пробившись на верхний этаж, тов. Емельянов в группе разведчиков в 14 часов 25 минут водрузили на Рейхстагом Красное Знамя.»

Подпись «Командир 674 сп подполковник Алексей Плеходанов.

За взятие Рейхстага, за водружение Знамени, Емельянов А. С. был награжден орденом Красного Знамени.

Имя Емельянова Андрея, поднявшего флаг на Рейстагом, не противоречит именам знаменосцев Михаила Егорова, Мелитона Кантарии. После Победы было подписано несколько десятков наградных листов к предоставлению к правительственным наградам, и именно за водружение Знамени над Рейхстагом. Как на солдат разведгруппы лейтенанта Семена Сорокина 674-го стрелкового полка, так и на солдат 756-го полка под командованием уроженца Кривошеинского района Федора Зинченко.

Современные исследователи истории Великой Отечественной войны, основываясь на архивных документах Центрального архива Министерства обороны, утверждают, что над Рейхстагом было поднято около 40 флагов. Герои штурма устанавливали знамена и небольшие флажки, повязывали на скульптурах, оконных рамах, фронтонах. Не оспаривая пальму первенства, воздадим должное бойцам 150 сд и землякам, дошедшим до Берлина. Для каждого жителя страны красный флаг над Рейхстагом означал полный разгром фашизма советскими войсками, служил символом Победы и точкой в окончании страшной войны.

Источники:
ЦДНИ ТО. Ф. 206. Оп. 1. Д. 743. Л. 32; Д. 847. Л. 18-20.
ЦДНИ ТО. Ф. 358. Оп. 1. Д. 231.
ЦДНИ ТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 583.
ЦДНИ ТО. Ф. 4204. Оп. 4. Д. 452. Л. 69; Д. 456. Л. 17-19.
ЭБД «Подвиг Народа»
ОБД «Мемориал»
Литература:
Военные дивизии // URL: https://tomskmuseum.ru/afisha_exhibit/vist1/virt_vist/vvvgVOV/vvvgVOV005/005-3/ (дата обращения 01.09.2020)
Неизвестный подвиг: кто поднял Знамя Победы над Рейхстагом // URL: https://www.m24.ru/articles/sovetskij-soyuz/16042014/42296 (дата обращения 24.08.2020)
Сибирская добровольческая: Сборник [воспоминаний и документов]. Новосибирск, 1958 г. 322 с.
Соколова Лидия Г. // Советские снайперы 1941-1945 гг. URL: http://airaces.narod.ru/snipers/sokol_l.htm (дата обращения 26.08.2020)
Фабрика Ю. А. 150-я стрелковая Сибирская добровольческая дивизия (22-я гвардейская стрелковая Рижская дивизия). 70 лет с начала формирования // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2012 год. // URL: http://kraeved.ngonb.ru/node/5312 (дата обращения 26.08. 2020)

зав. сек. ЦДНИ ТО, Маркова Е. Г.