В память о Великой войне: Пушкинское наследие в Томске (1941-1945)

К 1941 г. в ведении Академии наук СССР было около 20 музеев. Часть из них была сосредоточена при Институте мировой литературы (ИМЛИ), носящем имя пролетарского писателя А.М. Горького. ИМЛИ имел право «концентрации» у себя всего рукописного наследия великих русских писателей. Право это было безоговорочным, благодаря чему при ИМЛИ было сосредоточено огромное национально-культурное достояние. Иногда между академическими структурами Москвы и Ленинграда (ИМЛИ и Пушкинский дом) бывали трения, у кого должно остаться то или иное письмо русских писателей и поэтов.

К середине 1941 г. в ведении ИМЛИ были Государственный музей А.С. Пушкина, Государственный музей Л.Н. Толстого, два отдельных учреждения, связанные с наследием А.М. Горького, – Музей А.М. Горького и Архив А.М. Горького. Рукописи русских и зарубежных писателей «концентрировалось» еще в двух подразделениях ИМЛИ, – секторе рукописей и секторе художественных иллюстраций.

С началом войны, в июле 1941 г., академические ценности были эвакуированы в Томск (наиболее важные ценности первой очереди), а затем, в октябре 1941, и в Ташкент (ценности второй очереди). В эвакуации они находились до конца апреля 1945 г.

Письмо Вице-Президента Академии наук СССР В.П. Волгина в Томский горком ВКП(б) и Томский горисполком с просьбой об обеспечении топливом Научной библиотеки ТГУ, где хранятся музейно-архивные ценности АН СССР. 1943 г. ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 3. Д. 249. Л. 40.
Письмо Вице-Президента Академии наук СССР В.П. Волгина в Томский горком ВКП(б) и Томский горисполком. 1943 г.  ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 3. Д. 249. Л. 40.

Известно, что в НБ ТГУ они занимали два больших помещения. Так, по документам Архива Российской академии наук установлено, что в одном из них хранилось 140 ящиков Толстовского наследия, в том числе 110 ящиков из Ясной Поляны и 30 ящиков московских Толстовских музеев, в основном рукописи из так называемой «Стальной комнаты».

А в соседнем помещении находилось еще 132 ящика  с наследием и личными вещами А.М. Горького, А.С. Пушкина, рукописями русских, советских и зарубежных писателей. Ящики стояли друг на друге до самого потолка. Главным ответственным лицом по хранению музейно-архивных ценностей АН СССР в Томске была Е.Ф. Розмирович. Под ее началом были В.А. Жданов, А.И. Корзников, Н.Ф. Мурашов, Н.П. Теодорович, позднее – и Ю.С. Сорокин.

Относительно состава Пушкинского наследия в Томске можно сказать следующее. Государственный музей А.С. Пушкина был создан на базе грандиозной Всесоюзной Пушкинской выставки 1937 г. В ходе ее организации были использованы два фактора, которые, объединившись, дали неоднозначный эффект – мощный административный ресурс и заинтересованность академических кругов в «концентрации» (читай – изъятии из уже сложившихся музейных собраний) всего, что было связано с жизнью и творчеством великого поэта. Требование выдать лучшие предметы из собрания музея было обязательным, оно опиралось на постановление ЦИК СССР об учреждении Всесоюзной Пушкинской выставки (16.12.1935) и распространялось на все учреждения СССР. Пушкинисты хорошо знали состав коллекций Русского музея, Третьяковской галереи, Государственной Публичной библиотеки, Библиотеки им. Ленина и т.д.  и обращались в каждый музей с требованием предоставить конкретные экспонаты. Как правило, эти предметы были украшением коллекции.

Выставка имела большой успех и завершилась новым Постановлением СНК СССР (март 1938 г.), в котором было сказано, что «в соответствии с многократно заявленными желаниями трудящихся», открытая в 1937 году Всесоюзная Пушкинская выставка преобразована в Государственный музей А.С. Пушкина. Экспонаты, предоставленные музеями, архивами и университетами, вроде бы, только на время работы выставки, теперь закреплялись безвозвратно за новым музеем.

Из записки директора ИМЛИ В.Ф. Шишмарева президенту АН СССР В.Л. Комарову об истории создания и деятельности Государственного музея А.С. Пушкина. 1944 г. АРАН. Ф. 2. Оп. 1а. (1944-1945). Д. 51. Лл. 4-9.
АРАН. Ф. 2. Оп. 1а. (1944-1945). Д. 51. Лл. 4-9.

Новообретенный Государственный музей А.С. Пушкина был передан в ведение Академии наук СССР. А за неимением собственных площадей, он временно остался в ГИМе, где проходила Всесоюзная Пушкинская выставка, занимая все 17 залов второго этажа.

За время эвакуации в Томске ящики с музейно-архивными ценностями регулярно вскрывались для контроля за состоянием предметов. Это делали те сотрудники ИМЛИ, кто жил в Томске (Розмирович, Жданов), и дважды с инспекцией приезжал ученый секретарь Музейно-архивной комиссии АН СССР, профессор Л.Б. Модзалевский.

С некоторыми фондами велась исследовательская работа. Так, с рукописями Л.Н. Толстого работали В.А. Жданов, С.М., Брейтбург, Н.П. Теодорович. С архивом А.М. Горького работала сама Е.Ф. Розмирович. Состояние же Пушкинского наследия только контролировали, но с ним никто не работал. Основные причины – не было описей содержимого ящиков, и не было в Томске пушкинистов, которым можно было бы доверить эту работу. Все пушкинисты ИМЛИ были в эвакуации в Ташкенте.

Как писала Е.Ф. Розмирович в своем отчете директору ИМЛИ, «ящики с рукописями Пушкина не подвергались вскрытию из-за отсутствия описей и сведений о номерах ящиков, в которых они находятся». Во время регулярных контрольных мероприятий и приездов эксперта, как правило, вскрывали какой-либо один из «пушкинских» ящиков, убеждались в том, что все наследие в надлежащем состоянии и тут же ящик закрывали.

Информация инструктора Томского горкома ВКП (б) в ГК ВКП(б) о состоянии НБ ТГУ и срочных мерах по поддержанию необходимого температурного режима. 1943 г. ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 3. Д. 254. Л. 36.
ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 3. Д. 254. Л. 36.

После того, как Е.Ф. Розмирович выехала в 1944 г. в Москву, уполномоченным по хранению музейно-архивных ценностей АН СССР в Томске был назначен филолог Ю.С. Сорокин. В марте 1943 г. он защитил в Томске кандидатскую диссертацию «Художественная проза Пушкина», но в основе работы лежали опубликованные тексты поэта, а не его рукописное наследие.

В настоящее время удалось выявить только одно конкретное упоминание о драгоценной работе с прижизненным изображением А.С. Пушкина, состояние которого подверглось контролю в Томске в феврале 1942 г. Это картина Г.Г. Чернецова «Парад на Марсовом поле». Розмирович писала директору ИМЛИ: «По музею Пушкина вскрыт ящик с картиной «Парад на Марсовом поле». Акт о результатах и характере вскрытия прилагаем. Ящик забит». Причина беспокойства понятна, эта работа очень большого размера (112 х 345). Из-за своих размеров она, вероятнее всего, хранилась навернутой на вал, и необходимо было убедиться, что красочный слой не претерпел больших изменений. Возможно, также, что ящик с этой работой имел очень характерные индивидуальные размеры, поэтому сильно отличался от других.

Другое название картины «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге». Сейчас работа Г.Г. Чернецова вернулась в то собрание, откуда была изъята для организации Всесоюзной Пушкинской выставки (1937 г.).

Выявление материала и подготовка к публикации проведены зам. директора ЦДНИ ТО, к.и.н. Л.Н. Приль