В память о Великой войне: «Ваши истребители уже дерутся на юге..»

В начале 1940-х РККА находилась на стадии перевооружения и перехода на новую технику, но спокойно завершить реорганизацию в полном объеме не удалось. 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз, имея существенное качественное превосходство в боевой технике. Для действующей армии и тылового населения страны  наступили тяжелейшие дни, полные страданий и лишений. Для Победы над врагом необходимо было направить максимум финансовых ресурсов на вооружение, довольствие. Известно, что расходы СССР на оборону за 1941-1945 годы составили 582 миллиарда рублей, или 50% всего госбюджета.1

Свою лепту в виде финансовой и материальной помощи фронту внесло и население страны. Уже через несколько дней после начала войны начался стихийный сбор средств для нужд Красной Армии. В августе 1941 года для добровольных пожертвований в Государственном банке СССР был выделен специальный счет «Фонд для сбора средств на нужды обороны».

Пополнение Фонда обороны получило массовый отклик среди населения. Граждане и трудовые коллективы передавали личные денежные накопления, ювелирные изделия, однодневные заработки и премии, облигации государственных займов, выигрыши по займам и денежно-вещевым лотереям, перечисляли средства, заработанные на воскресниках, от продажи урожая и даже трудодни. Уже к середине августа 1941 года на счет Госбанка поступило 5 миллионов рублей, а к 1 ноября эта сумма достигла 1 миллиарда рублей.2

Наряду со сбором средств в Фонд обороны войны начались кампании по сбору взносов на строительство конкретных видов боевой техники: самолетов, танков, с именами тех, на чьи средства они были построены. Одними из первых в июле 1941 года начали сбор ценностей и средств на постройку танковой колонны «Алтайский комсомолец» комсомольцы Рубцовска (Алтайский край). В сентябре 1941 года комсомольцы завода «Сибсельмаш» (Омск) предложили собрать средства на авиаэскадрилью «Омский комсомолец».3

Инициативу подхватили комсомольцы Нарымского округа – накануне празднования Международного юношеского дня 2 сентября 1941 года комсомольцы Нарымской окружной конторы связи (с. Колпашево) обратились с призывом ко всей молодежи Нарымского округа организовать сбор средств на строительство эскадрильи истребителей «От комсомольцев Новосибирской области», в составе которой было бы построено именное авиазвено «Нарымский комсомолец». Колпашевские телеграфисты, радисты, телефонисты взяли на себя обязательство работать без выходных дней, отчислить однодневный заработок, провести 2 сентября субботник и все деньги отдать на строительство самолетов. Секретарь комсомольской организации конторы связи Галдилина Зина в этот же день отчислила трехдневный заработок. Радиотехник, комсомолец Комухин взял обещание в нерабочее время просмолить радиомачты и заработанные деньги в сумме 200 рублей перечислить на строительство авиазвена.

Справка о ходе сбора средств на строительство боевой авиазвена «Нарымский комсомолец» по Парабельскому району на 5 декабря 1941 г. ЦДНИ ТО. Ф. 251. Оп. 9. Д. 17. Л. 57.Ведомость отчислений на постройку авиазвена комсомольцами Нарымского шпалозавода. Октябрь 1941 г. ЦДНИ ТО. Ф. 1325. Оп. 1. Д. 185. Л. 156.Справка о ходе сбора средств на строительство боевой авиаэскадрильи «Новосибирский комсомолец» в разрезе районов Нарымского округа на 20 ноября 1941 г. ЦДНИ ТО. Ф. 251. Оп. 9. Д. 17. Л. 48.

Рабочие и служащие передающей радиостанции своими силами отремонтировали здание станции и, предназначенные для ремонта деньги, 1000 рублей, также перевели на строительство боевых машин. За несколько дней конторский коллектив собрал солидную сумму, около 3 000 рублей, учитывая, что средняя заработная плата в СССР в 1941 году составляла 340 рублей.

9 сентября 1941 подвижнический поступок молодежи Нарымской окружной конторы связи года был одобрен на бюро Новосибирского областного комитета ВЛКСМ. Постановление Новосибирского обкома ВЛКСМ о всемерной поддержке движения, об оказании помощи в организации массовых воскресников и открытии единого специального счета на постройку самолетов, способствовало распространению начинания на всю Новосибирскую область.4

В конце осени 1941 года Нарымская окружная организация ВЛКСМ зафиксировала сбор в 200 тыс. рублей, но на этой сумме не остановились, решив удвоить ее до 400 тыс. рублей.

В отчете Новосибирского обкома ВЛКСМ в ЦК ВЛКСМ сообщалось: «Комсомольцы Нарыма свое начинание подкрепили практическими делами. В короткий срок они собрали более 500 тысяч рублей»1

В 1941-1942 году численность комсомольцев Нарымского округа составляла чуть более 6500. За три месяца акции, в среднем, каждый молодой нарымчанин отчислил  на строительство самолетов четвертую часть зарплаты.

Наилучшие результаты по сбору средств принадлежали Колпашевскому району, а именно инициаторам – первичной комсомольской организации окружной конторы связи – 7 600 рублей.

Итого на счет фонда обороны было перечислено 2 879 594 000 руб.6

6 декабря 1941 года сбор средств на боевую эскадрилью «Новосибирский комсомолец» был завершен.

18 февраля 1942 г. Новосибирский обком ВЛКСМ обратился в Народный комиссариат авиационной промышленности с просьбой на собранные средства построить боевую эскадрилью истребителей «Новосибирский комсомолец» в подарок Красной Армии.

Весной 1942 года на Новосибирском авиазаводе № 153 было построено 9 самолетов, которые получили имена тех комсомольских организаций, где были собраны деньги:
Авиазвено «Новосибирский комсомолец» – 2 самолета;
Авиазвено «Комсомолец Нарыма» – 3 самолета;
Авиазвено «Комсомолец Кузбасса» – 3 самолета;
«Новосибирский пионер» – 1 самолет.

Истребитель Як-7а «Комсомолец Нарыма» // http://ava.org.ru/iap/12g.htmИстребитель Як-7а «Новосибирский комсомолец» // http://ava.org.ru/iap/12g.htmИстребитель Як-7а «Новосибирский пионер» // http://ava.org.ru/iap/12g.htm

На фюзеляже каждой боевой машины красовалась комсомольская символика – на флажке в звезде три буквы «КИМ» (Коммунистический Интернационал Молодежи).

4 июня 1942 года летчики 12 гвардейского истребительного авиационного полка получили эскадрилью самолетов (Як-7а). Один из двух самолетов «Новосибирский комсомолец» был закреплен за старшим лейтенантом Г. Е. Фастовцом. Два из трех истребителей «Комсомол Нарыма» получили лейтенант В. Г. Лебедев и младший лейтенант А. А. Оже. Два из трех самолетов «Комсомол Кузбасса» – старший лейтенант М. Е. Цыганов и лейтенант  К. А. Крюков. Самолет «Новосибирский пионер» вручили комиссару 3-й эскадрильи Д. Г. Прояненкову.7

Вскоре в адрес Новосибирского обкома ВЛКСМ с фронта пришло сообщение: «Ваши комсомольские истребители дерутся на юге и дерутся хорошо».

История строительства авиаэскадрильи «Новосибирский комсомолец» стала хрестоматийной благодаря работе новосибирского исследователя Т. И. Плоскоголовой. Ее публикация о ходе сбора на эскадрилью в сентябре-ноябре 1941 г. вошла в энциклопедию Новосибирска.8

Источники и литература:
1.Финансовая служба вооруженных сил в период Великой Отечественной войны // Вестник Финансово-экономической службы вооруженных сил РФ. – № 4. – 2017.
2. Тарасенко В. К 78-й годовщине создания Фонда обороны СССР // Электронный ресурс. URL: https://topwar.ru/160802-k-78-j-godovschine-sozdanija-fonda-oborony-sssr.html (дата обращения: 26.05.2020)
3. Савицкий И. М. Вклад патриотического движения рабочих и служащих Западной Сибири в создание военной техники для Красной Армии в годы Великой Отечественной войны // Историко-экономические исследования. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-patrioticheskogo-dvizheniya-rabochih-i-sluzhaschih-zapadnoy-sibiri-v-sozdanie-voennoy-tehniki-dlya-krasnoy-armii-v-gody-velikoy (дата обращения: 26.05.2020).
4. ЦДНИ ТО. Ф. 251. Оп. 9. Д. 13. Л. 18.
5. ЦДНИ ТО. Ф. 4204. Оп. 4. Д. 455. Л. 40-41.
6. Плоскоголовая Т. И. «Сталинским соколам от сибиряков» // Электронный ресурс. URL: http://bsk.nios.ru/content/stalinskim-sokolam-ot-sibiryakov (дата обращения 26.05.2020)
7. 12 гвардейский истребительный авиационный полк ПВО // Электронный ресурс. URL: http://ava.org.ru/iap/12g.htm (дата обращения: 26.05.2020)
8. Новосибирск : Энциклопедия /Гл. ред. В. А. Ламин. Новосибирск : Новосибирское книжное издательство , 2003. С. 7-8.

зав. сек. ЦДНИ ТО, Маркова Е. Г.