В начале 1940-х РККА находилась на стадии перевооружения и перехода на новую технику, но спокойно завершить реорганизацию в полном объеме не удалось. 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз, имея существенное качественное превосходство в боевой технике. Для действующей армии и тылового населения страны наступили тяжелейшие дни, полные страданий и лишений. Для Победы над врагом необходимо было направить максимум финансовых ресурсов на вооружение, довольствие. Известно, что расходы СССР на оборону за 1941-1945 годы составили 582 миллиарда рублей, или 50% всего госбюджета.1
Свою лепту в виде финансовой и материальной помощи фронту внесло и население страны. Уже через несколько дней после начала войны начался стихийный сбор средств для нужд Красной Армии. В августе 1941 года для добровольных пожертвований в Государственном банке СССР был выделен специальный счет «Фонд для сбора средств на нужды обороны».
Пополнение Фонда обороны получило массовый отклик среди населения. Граждане и трудовые коллективы передавали личные денежные накопления, ювелирные изделия, однодневные заработки и премии, облигации государственных займов, выигрыши по займам и денежно-вещевым лотереям, перечисляли средства, заработанные на воскресниках, от продажи урожая и даже трудодни. Уже к середине августа 1941 года на счет Госбанка поступило 5 миллионов рублей, а к 1 ноября эта сумма достигла 1 миллиарда рублей.2
Наряду со сбором средств в Фонд обороны войны начались кампании по сбору взносов на строительство конкретных видов боевой техники: самолетов, танков, с именами тех, на чьи средства они были построены. Одними из первых в июле 1941 года начали сбор ценностей и средств на постройку танковой колонны «Алтайский комсомолец» комсомольцы Рубцовска (Алтайский край). В сентябре 1941 года комсомольцы завода «Сибсельмаш» (Омск) предложили собрать средства на авиаэскадрилью «Омский комсомолец».3
Инициативу подхватили комсомольцы Нарымского округа – накануне празднования Международного юношеского дня 2 сентября 1941 года комсомольцы Нарымской окружной конторы связи (с. Колпашево) обратились с призывом ко всей молодежи Нарымского округа организовать сбор средств на строительство эскадрильи истребителей «От комсомольцев Новосибирской области», в составе которой было бы построено именное авиазвено «Нарымский комсомолец». Колпашевские телеграфисты, радисты, телефонисты взяли на себя обязательство работать без выходных дней, отчислить однодневный заработок, провести 2 сентября субботник и все деньги отдать на строительство самолетов. Секретарь комсомольской организации конторы связи Галдилина Зина в этот же день отчислила трехдневный заработок. Радиотехник, комсомолец Комухин взял обещание в нерабочее время просмолить радиомачты и заработанные деньги в сумме 200 рублей перечислить на строительство авиазвена.
Рабочие и служащие передающей радиостанции своими силами отремонтировали здание станции и, предназначенные для ремонта деньги, 1000 рублей, также перевели на строительство боевых машин. За несколько дней конторский коллектив собрал солидную сумму, около 3 000 рублей, учитывая, что средняя заработная плата в СССР в 1941 году составляла 340 рублей.
9 сентября 1941 подвижнический поступок молодежи Нарымской окружной конторы связи года был одобрен на бюро Новосибирского областного комитета ВЛКСМ. Постановление Новосибирского обкома ВЛКСМ о всемерной поддержке движения, об оказании помощи в организации массовых воскресников и открытии единого специального счета на постройку самолетов, способствовало распространению начинания на всю Новосибирскую область.4
В конце осени 1941 года Нарымская окружная организация ВЛКСМ зафиксировала сбор в 200 тыс. рублей, но на этой сумме не остановились, решив удвоить ее до 400 тыс. рублей.
В отчете Новосибирского обкома ВЛКСМ в ЦК ВЛКСМ сообщалось: «Комсомольцы Нарыма свое начинание подкрепили практическими делами. В короткий срок они собрали более 500 тысяч рублей»1
В 1941-1942 году численность комсомольцев Нарымского округа составляла чуть более 6500. За три месяца акции, в среднем, каждый молодой нарымчанин отчислил на строительство самолетов четвертую часть зарплаты.
Наилучшие результаты по сбору средств принадлежали Колпашевскому району, а именно инициаторам – первичной комсомольской организации окружной конторы связи – 7 600 рублей.
Итого на счет фонда обороны было перечислено 2 879 594 000 руб.6
6 декабря 1941 года сбор средств на боевую эскадрилью «Новосибирский комсомолец» был завершен.
18 февраля 1942 г. Новосибирский обком ВЛКСМ обратился в Народный комиссариат авиационной промышленности с просьбой на собранные средства построить боевую эскадрилью истребителей «Новосибирский комсомолец» в подарок Красной Армии.
Весной 1942 года на Новосибирском авиазаводе № 153 было построено 9 самолетов, которые получили имена тех комсомольских организаций, где были собраны деньги:
Авиазвено «Новосибирский комсомолец» – 2 самолета;
Авиазвено «Комсомолец Нарыма» – 3 самолета;
Авиазвено «Комсомолец Кузбасса» – 3 самолета;
«Новосибирский пионер» – 1 самолет.
На фюзеляже каждой боевой машины красовалась комсомольская символика – на флажке в звезде три буквы «КИМ» (Коммунистический Интернационал Молодежи).
4 июня 1942 года летчики 12 гвардейского истребительного авиационного полка получили эскадрилью самолетов (Як-7а). Один из двух самолетов «Новосибирский комсомолец» был закреплен за старшим лейтенантом Г. Е. Фастовцом. Два из трех истребителей «Комсомол Нарыма» получили лейтенант В. Г. Лебедев и младший лейтенант А. А. Оже. Два из трех самолетов «Комсомол Кузбасса» – старший лейтенант М. Е. Цыганов и лейтенант К. А. Крюков. Самолет «Новосибирский пионер» вручили комиссару 3-й эскадрильи Д. Г. Прояненкову.7
Вскоре в адрес Новосибирского обкома ВЛКСМ с фронта пришло сообщение: «Ваши комсомольские истребители дерутся на юге и дерутся хорошо».
История строительства авиаэскадрильи «Новосибирский комсомолец» стала хрестоматийной благодаря работе новосибирского исследователя Т. И. Плоскоголовой. Ее публикация о ходе сбора на эскадрилью в сентябре-ноябре 1941 г. вошла в энциклопедию Новосибирска.8
Источники и литература:
1.Финансовая служба вооруженных сил в период Великой Отечественной войны // Вестник Финансово-экономической службы вооруженных сил РФ. – № 4. – 2017.
2. Тарасенко В. К 78-й годовщине создания Фонда обороны СССР // Электронный ресурс. URL: https://topwar.ru/160802-k-78-j-godovschine-sozdanija-fonda-oborony-sssr.html (дата обращения: 26.05.2020)
3. Савицкий И. М. Вклад патриотического движения рабочих и служащих Западной Сибири в создание военной техники для Красной Армии в годы Великой Отечественной войны // Историко-экономические исследования. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-patrioticheskogo-dvizheniya-rabochih-i-sluzhaschih-zapadnoy-sibiri-v-sozdanie-voennoy-tehniki-dlya-krasnoy-armii-v-gody-velikoy (дата обращения: 26.05.2020).
4. ЦДНИ ТО. Ф. 251. Оп. 9. Д. 13. Л. 18.
5. ЦДНИ ТО. Ф. 4204. Оп. 4. Д. 455. Л. 40-41.
6. Плоскоголовая Т. И. «Сталинским соколам от сибиряков» // Электронный ресурс. URL: http://bsk.nios.ru/content/stalinskim-sokolam-ot-sibiryakov (дата обращения 26.05.2020)
7. 12 гвардейский истребительный авиационный полк ПВО // Электронный ресурс. URL: http://ava.org.ru/iap/12g.htm (дата обращения: 26.05.2020)
8. Новосибирск : Энциклопедия /Гл. ред. В. А. Ламин. Новосибирск : Новосибирское книжное издательство , 2003. С. 7-8.
зав. сек. ЦДНИ ТО, Маркова Е. Г.