17-18 декабря 1919 года, в результате антиколчаковского вооруженного восстания, антибольшевистская власть в Томске была свергнута. Повстанцам удалось захватить все ключевые места и значимые учреждения: почту, вокзал, типографию, район Заистока. Ночью власть в городе перешла в руки военно-революционного комитета (ВРК) и штаба (ВРШ). Приказ № 1 от 18 декабря закреплял власть за новорожденными органами, требовал у противоборствующей стороны сложить оружие и гарантировал, в случае сдачи оружия, неприкосновенность.
Днем 18 декабря был сломлен последний оплот сопротивления – тюрьма. По словам одного из участников восстания, Ивана Гавриловича Бурова, она охранялась тремя сотнями надзирателей вместе с юнкерами, но была сдана без единого выстрела.
В своих воспоминаниях, записанных в 1969 году, Буров И. Г. называет точное количество узников – 1742. После короткого митинга перед заключенными с угрозой «расстреливать на месте, где поймаем, без суда и следствия в случае обнаружения грабежей и убийств», все были освобождены, без разбора на уголовных и «политических».
Следует отметить, что опрометчивость поголовного освобождения стала видна уже через несколько дней, в городе разгулялась преступность. На уцелевшем листе со списком входящей документации в ВРК сохранилась запись № 399 от 28 декабря 1919 года: «[от] Томского городского комитета самоохраны. Просит отдать распоряжение о поимке уголовных преступников, выпущенных солдатами из тюрьмы».
18 декабря ВРК переехал на площадь Свободы, в дом губернатора и приступил к организации преследования отступающих частей Сибирской Армии.
19 декабря 1919 года 30-я дивизия 5-й Красной Армии, на подступах к городу, встретила представителя повстанцев с извещением о свершившемся в Томске восстании.
Приводим выдержки из воспоминаний Ивана Никитича Залогина, бывшего военного комиссара 2-й бригады 30-й дивизии 5-й армии:
<…>
19 декабря, приближаясь к г. Томску, мы заслали конную разведку и начали обсуждать детальный план штурма г. Томска. В это время наши конные разведчики привели к нам посланца из города с извещением, в котором сообщалось, что в Томске произошло восстание и что генерал Пепеляев с небольшой группой личной охраны сбежал из города в неизвестном направлении, а его войска сложили оружие и сдаются нам в плен без сопротивления.В целях проверки сообщения, посланца мы задержали в штабе и отправили в город группу конных красноармейцев, которым вручили приказ для начальника гарнизона г. Томска полковнику артиллерии Вершинину. В приказе мы писали, что наши части вступать в город не будут, они заканчивают окружение города, а вам приказываем в 2 часа сегодня 19-го декабря выстроить части гарнизона без оружия для встречи командования Красной Армии.
Сообщение о восстании подтвердилось и мы 5 человек: комиссар 266 полка т. Бондырь, начальник штаба бригады т. Русяев, я и два наших ординарца поскакали в город. Когда мы въехали в город, мы увидели выстроенные воинские части. Полковник Вершинин мне рапортовал, что для встречи командования Красной Армии из состава томского гарнизона выстроено 13 тысяч солдат и офицеров.
<…>Бывший военный комиссар 2-ой бригады 30-й дивизии, ныне персональный пенсионер Залогин.
1959 г.
В субботу 20 декабря 1919 года на улицы Томска вступили части 30-й дивизии 5-й Красной Армии, первым вошел 17-й Уральский полк.
По мнению историков, декабрьские события в Томске привели к окончательной дезорганизации 1-й Сибирской Армии.
Источники:
Кокоулин В. Г. Создание революционных комитетов в Томской губернии (декабрь 1919 – январь 1920 г.) / В. Г. Кокоулин // Гуманитарные проблемы военного дела. — 2016. — № 3 (8). — С. 89-98.
Ларьков Н. С. Декабрьские события 1919 года в Томске // Вестник ТГУ. – № 3 (15). – 2011. – Л. 46-56.
ЦДНИ ТО. Ф. 283. Оп 1. Д. 1. Л. 11об; Ф. 4204. Оп. 4. Д. 54, 421.
зав. сек. ЦДНИ ТО, Маркова Е. Г.