Зариф Абязов: новое имя на ниве национального просвещения (1920-1930)

Относительно итогов национально-государственного строительства 1920-1930-х гг. среди исследователей отсутствует единое мнение. Продолжаются дискуссии, предпринимаются новые попытки осмысления всего процесса и отдельных его аспектов.

ЦДНИ ТО подготовил к публикации два документа – справку «Состояние культурно-просветительной работы среди национальных меньшинств в Томском округе на май месяц 1928 г.», и автобиографию автора справки – Зарифа Абязова, сотрудника Томского окружкома ВКП(б). Эта персона еще мало известна исследователям.

Документ с характеристикой сети культпросвет-учреждений у национальных меньшинств Томского округа стал откликом на решения центральной и сибирской власти. Так, 14 марта 1927 г. Президиум ВЦИК принял постановление, в котором призвал центральную и местную власть учитывать интересы нацменьшинств в сфере «коренизации» аппарата, рекомендовал расширение школьной сети, проведение землеустройства, укрепление сети кооперативных учреждений и т.д.[1].

Затем в русле этих установок в июле 1927 г. Сибкрайком ВКП(б) принял постановление «О работе среди нацменьшинств»[2]. Также вероятно, что информация о состоянии сети культ-просветучреждений нацмен могла быть затребована властными структурами в связи с подготовкой к проведению в мае 1928 г. в Москве II Всероссийского совещания уполномоченных по делам нацмен[3].

В справке дана краткая характеристика сети просветительных учреждений в 1925-1928 гг. по 17 национальностям Томского округа. Среди них татары (их было 25 % от всего числа нацменьшинств округа), украинцы, поляки, белорусы, западные нацмены (эстонцы, латыши, латгальцы, литовцы и др.), туземные народности. Приведены данные по 160 культурно-просветительным учреждениям. Для каждого национального меньшинства Томского округа приводится количество школ, учащихся и педагогов.

З. Абязов проанализировал состояние сети в количественном и качественном отношении, обозначил проблемы и наметил пути их решения. Одна из проблем, отмеченных автором справки – нехватка подготовленных педагогических кадров. Очевидно, были и другие сложности в работе. Но автор четко следует заданной (предписанной?) структуре документа, не останавливаясь на таких важных моментах, которые помогли бы нам оценить достоверность и полноту излагаемой информации, а также определить размер вклада советской власти в дело национального строительства. К сожалению, не нашел отражения в документе вопрос о финансировании сети, неясно, были ли различия в выделении средств для различных районов и округов Сибирского края, были ли приоритетные направления или национальные меньшинства, для которых делалось больше, чем для других.

О каких-то проблемах Абязов не смог умолчать. Например, о площади школьных зданий. Остается неясным, считала ли власть нормальным положение дел, когда на одного ученика приходилось 0,33 кв. метра площади? Как был организован в таких случаях учебный процесс, например, в две смены или как-то по-другому? Здания этих школ были построены при советской власти или они достались новому строю от «старого режима»?

К справке примыкает находящийся в этом же архивном деле небольшой фрагмент с заголовком «Дополнительные пункты к общему культплану по части нацмен». Фрагмент без подписи и указания на авторство, и, как уже упомянуто, по своей тематике напрямую связан с постановлением Сибкрайкома ВКП(б). В нем перечислены мероприятия в сфере нацменработы по советской линии (организация нацменсельсоветов, перевод делопроизводства на родной язык и т.д.), по линии землеустроительныых органов, в сфере здравоохранения, кооперации, по организации суда и подготовке работников. Возможно, этот документ тоже вышел из-под руки Абязова, в то время инспектора по делам национальных меньшинств Томского окружкома ВКП(б). Не настаивая на авторстве Абязова, в настоящей публикации этот фрагмент приводится, т.к. он касается национального строительства в данный период.

Состояние культурно-просветительной работы среди национальных меньшинств в Томском округе
на май месяц 1928 года. ЦДНИ ТО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 813. Л. 229-231.Мы посчитали необходимым привести автобиографию Зарифа Абязова из его личного дела. В первую очередь потому, что она содержит сведения о культурных процессах, происходивших в первой трети XX века в среде татар Западной Сибири, Среднего и Южного Урала. Автобиография написана в 1936 г, и содержит достаточно полный очерк его трудовой деятельности.

Автобиография Зарифа Сибагатовича Абязова // ЦДНИ ТО Ф. 206. Оп. 3. Д. 3. Лл. 5–12. Личное дело Абязова З.С.

Источники:
Состояние культурно-просветительной работы среди национальных меньшинств в Томском округе на май месяц 1928 года // ЦДНИ ТО. Ф. 19. Оп.1. Д. 813. Лл. 229-265.

[1]Дённингхаус В. Национальная политика в РСФСР в отношении нацменьшинств Запада во второй половине 1920-х годов (на примере Ленинградской области) // Ежегодник МАИИКРН. 2015. №1. С. 52. Режим доступа https://bibliothek.rusdeutsch.ru/pdf/pdfp.php (сайт Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев). Дата доступа 22.11.2019.
[2] О работе среди нацменьшинств (принято 25.07.1927) // Известия Сибкрайкома ВКП(б). 1927. Сентябрь №8-9. С.6-8. Режим доступа http://sun.tsu.ru/mminfo/2017/000414994/1927/1927_008-009.pdf  (сайт Научной Библиотеки ТГУ). Дата доступа 26.11.2019.
[3] Дённингхаус В. Национальная политика в РСФСР … С. 51; Дённингхаус В. Советская национальная политика и проблема этнодисперсных групп (1922-1930 гг.) // Советские нации и национальная политика в 1920-1950-е года. Материалы VI международной научной конференции Киев, 10-12 октября 2013 г. – М.: Политическая энциклопедия; Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2014. – С. 117. (История сталинизма. Дебаты). Режим доступа: http://test8.dlibrary.org/ru/nodes/111-sovetskie-natsii-i-natsionalnaya-politika-v-1920-1950-e-gody (Научно-издательский проект «История сталинизма». Электронная база данных). Дата доступа 22.11.2019.

зам. директора ЦДНИ ТО, к.и.н., Приль Л. Н.