25 января 1943 г. Воронеж был освобожден от немецких захватчиков, практически весь город был разрушен. Необходимо было приложить огромные усилия для его восстановления. Неоценимую помощь Воронежской области оказывали жители освобожденных и тыловых территорий. Нарымский край не остался в стороне.
Из постановления Исполнительного комитета Нарымского окружного Совета депутатов трудящихся и бюро окружкома ВКП(б) Новосибирской области «Об оказании шефской помощи колхозам Воронежской области, пострадавшим от немецкой оккупации» от 23 июля 1943 г.:
1. Постановление Облисполкома и бюро Обкома ВКП(б) – «О шефстве над городскими и сельскими районами Воронежской области, пострадавшими от немецкой оккупации», а также постановление VII-й сессии Областного совета депутатов трудящихся по этому вопросу принять к неуклонному исполнению.
2. Предложить райкомам ВКП(б), ВЛКСМ и райисполкомам не позднее 27 июля с.г. определить конкретные меры по созданию фонда помощи колхозам Воронежской области скотом, лошадьми, одеждой и обувью.
3. Просить Облисполком и Обком ВКП(б) закрепить Нарымский округ для шефства за соответствующими районами Воронежской области, освобожденными от немецких оккупантов.
ЦДНИ ТО. – Ф. 206. – Оп. 1. – Д. 750. – Л. 1-1об.
На предприятиях и учреждениях области проводились собрания и митинги по вопросам оказания помощи колхозникам Воронежа и Воронежской области. Основной упор был сделан на привлечение скота из личного пользования колхозников.
Скот из районов области в Томск отправляли двумя способами – гоном, либо водным путем баржами для дальнейшей транспортировки в Воронеж. Необходимо было обеспечить скот кормами и сеном на весь путь следования животных. Сено прессовали и оправляли баржами до Томска.
Сено и скот с барж грузили в железнодорожные вагоны с целью дальнейшей отправки в Воронежскую область. На каждый вагон был выделен проводник, которого обеспечивали всем необходимым (одежда, продукты, деньги и т.д.).
В сентябре 1943 г. было принято решение ускорить процесс отправки скота в связи с прекращением навигации на реках области. Была организована ночная, а затем и круглосуточная работа колхозников по отправке скота. Однако ситуация осложнялась тем, что Транспортный ветнадзор Томска требовал чтобы весь отправляемый скот был привит, что в свою очередь приводило к задержкам по отправке скота. Секретарь Нарымского обкома ВКП(б) Н. Брызгалов телеграфировал в Новосибирский облисполком о сложившейся ситуации с целью ускорить процесс привития скота, так как в случае прекращения навигации отправка скота водным путем будет невозможна.
Решением объединенного заседания бюро Нарымского окружного комитета ВКП(б) и окрисполкома от 7 сентября 1943 г. была создана окружная бригада и командирована в г. Томск для приемки скота и других ценностей от представителей районов Нарымского округа и их отправке трудящимся Воронежской области. В состав комиссии входили начальник бригады М. Т. Постников, политрук А. Г. Кулешов, главный зоотехник Н. Т. Юсин, ветеринарный врач И. С. Мамлеев, уполномоченный по приемке скота П. Н. Гусев, медсестра А. С. Назарова.
Из информационного доклада о проделанной работе бригады Нарымского окружкома ВКП(б) и окрисполкома по отправке скота в Воронежскую область:
За время с 12 сентября по 15 ноября 1943 г. бригадой проделана следующая работа:
1. До начала поступления скота из районов Нарымского округа в г. Томск были подготовлены пункты приема животных и размещения его по выпасным участкам, чтобы сохранить все поголовье и не иметь потерь в весе животных. Первым был подобран пункт в д. Рыбалово Томского района, куда и прибывал скот Бакчарского, Чаинского, Молчановского и Парбигского районов. Скот, прибывший на баржах из Каргасокского, Парабельского, Александровского районов и Нарымской госселекционной станции направлялся на пастбища с. Киргизка, Кузовлево.
2. Для отгрузки скота в здоровом состоянии он систематически подвергался клиническому осмотру, находился под наблюдением как зооветеринарных специалистов, так и начальников и политруков эшелонов.
3. Для обеспечения животных необходимым инвентарем в пути следования от Томска до станции назначения – Семилуки и Землянская Воронежской области и оборудования вагонов от районов Нарымского округа и г. Томска было принято следующее имущество и инвентарь:
Горбыль для оборудования вагонов…………………………..3450 шт.
Бочки…………………………………………………………….50 шт.
Корыта для пойки скота…………………………………………92 шт.
Соль………………………………………………………………500 кг.
Керосин…………………………………………………………..50 л.
Веревка……………………………………………………………25 кг.
Лопаты……………………………………………………………100 шт.
Гвозди……………………………………………………………..100 кг.
Для загрузки вагонов на ст. Томск II-й живностью была создана специальная бригада из колхозников по оборудованию вагонов. Погрузкой сена в вагоны занималось специальное звено. Никаких претензий со стороны Томской железной дороги к бригаде в течение всего срока отгрузки не было.
ЦДНИ ТО. – Ф. 206. – Оп. 1. – Д. 750. – Л. 359-364.
Всего в Воронежскую область в 1943 г. было отправлено три эшелона скота, погружено в них около 2000 голов. Помимо этого, общими усилиями колхозников и трудящихся Нарымского края были собраны одежда, обувь, посуда и другой необходимый инвентарь в фонд помощи пострадавшим жителям Воронежской области.
гл. архивист ЦДНИ ТО, Королева М. Е.