От Басандайской детской колонии до детской колонии им. Крупской

О Басандайской детской колонии томичи узнали в конце XIX века. В 1897 году колония стала первым в России оздоровительным трудовым лагерем для детей. Идейным вдохновителем и непосредственным исполнителем устройства колонии был Владислав Станиславович Пирусский. В ноябре 1897 года ученый, знаменитый врач города Томска и создатель Общества содействия физического развития добился выделения участка под санаторий для физического и нравственного оздоровления детей. За год на участке в районе Петуховского лесничества в 38 верстах от Томска и в семи верстах от железнодорожной станции «Басандайка» (теперь «Межениновка») было построено небольшое хуторское хозяйство с домиками для проживания детей и персонала, хозяйственные постройки для скота и сельхозинвентаря, пасека. 

В 1898 году в колонию прибыли первые 67 детей из бедных семей и с ослабленным здоровьем. Основную роль в оздоровлении и воспитании таких детей доктор Пирусский отводил силам природы, физкультуре и образованию.

Басандайская детская колония. Дом Пирусского. н. XX в. // ГАТО. Р. 438. Оп. 1. Д. 750.В колонии существовал строгий распорядок дня. Все действия детей-колонистов четко регламентировались: подъем, прием пищи, физическая и учебная нагрузка, лечебные процедуры и игры. Для проживания колонистов отводилось 4 домика, кроме этого были столовая, кухня, хлебопекарня, изолятор, домик сестры-хозяйки. Пятая группа находилась в так называемом санатории или зимней колонии на особом режиме, там размещались дети из семей, где были больные туберкулезом. Владислав Станиславович проводил много времени в колонии, для его проживания был построен отдельный дом.

В 1919 году Общество содействия физическому развитию из-за недостатка средств закрылось, но колония продолжала существовать при Томском институте физической культуры. Летом студенты института проходили в колонии практику. После трехлетней деятельности, с октября 1920 г. по сентябрь  1923 г., институт был закрыт из-за трудностей, вызванных разрухой и прекращением финансирования.

На территории Басандайской детской колонии началась другая история. Гражданская война в России привела к небывалому уровню детской беспризорности. Для устранения детской беспризорности и безнадзорности советское правительство массово открывало детские дома.

Вид Басандайской детской колонии. н. XX в. // ГАТО. Ф. 438. Оп. 1. Д. 750. 15 ноября 1923 года постановлением Томского уездного исполнительного комитета на базе Басандайской детской колонии Пирусского был создан детский городок для безпризорников.  Колония из лечебно-оздоровительной превратилась в воспитательно-учебное учреждение.

Деятельность колонии им. Крупской за 1923-1930 гг. хорошо отражена в документах Томского уездного комитета РКП(б), собственно колонии и ее партийной ячейки (ГАТО. Р-221; ЦДНИ ТО. Ф. 4, 11, 25, 118).

По акту от Томского института физической культуры было принято 485 десятин земли, 36 надворных построек, 8 дойных коров, 1 бык, 9 голов молодняка, 3 овцы, 8 коз, 10 лошадей, пасека и 20 ульев, инвентарь для мастерских и оборудованный маслоделательный завод. После проведения срочного ремонта зданий в Басандайскую колонию были перемещены Батуринский, Тарабеевский и Семилуженские детские дома, объедившиеся в один детский дом.

На начало 1924 года был утвержден штат колонии:  заведующий колонией,  его помощник по хозяйственной части, 6 педагогов, 10 человек административно-хозяйственного персонала (всего – 18 человек). В состав колонии входили детский дом № 3, школа I-й ступени № 32 по двухгодичному курсу обучения, работал клуб, библиотека. Воспитанниками детской колонии были преимущественно мальчики 9-17 лет. Численность детей достигала 100 человек.

26 января 1924 года в газете «Красное знамя» вышло сообщение о присвоении Басандайскому детскому городку имени Н. К. Крупской. Название «Детская колония им. Н. К. Крупской» было утверждено постановлением Томского уездного исполнительного комитета 7 февраля 1924 года и сохранилось до закрытия учреждения в 1930 году.

Основной деятельностью колонистов были сельскохозяйственные работы: обработка земли, посадка культур, уход за скотом, заготовка сена и дров. По-прежнему действовали кузнечно-слесарная, столярная и сапожная мастерские, только доставшаяся в наследство гончарная мастерская была закрыта как «не имеющая высоко профессионального значения».

Как и в бывшей оздоровительной колонии, по назначению использовались столовая, кухня, хлебопекарня, изолятор, домики сотрудников. Конечно, постройки претерпели изменения от времени и деятельности современников – находились в запущенном состоянии, требовали капитального ремонта,  который проводился раз от раза, набегами, из-за слишком сложного финансового положения колонии. В документах партийной ячейки колонии им. Крупской сохранился трудовой договор 1927 года с артельщиками на производство работ по ремонту зданий и перекладку печей. Договор показывает некоторые детали быта дореволюционных помещений колонии: дома отапливались утермарковскими, голландскими и русскими печками. Из обстановки комнат бывшей колонии Пирусского и домашнего обихода упоминаются 3 варшавские кровати и чулочная машина.

О результатах ревизии Басандайской детской колонии им. Крупской. 10 июля 1924 г. // ЦДНИ ТО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 196. Л. 173.Работа по обучению и воспитанию детей велась очень слабо, материальное снабжение колонии было минимальным. Воспитанники были разуты, не имели верхней одежды, скудно питались и жили в антисанитарных условиях. Голод, холод, болезни, жестокие конфликты между колонистами подталкивали воспитанников к побегам, особенно многочисленными они были весной и осенью.

Акт обследования колонии инструктором СПОН (социально-правовой охраны несовершеннолетних) в июле 1929 года подтвердил состояние бесхозяйственности, ветхости и изношенности зданий и указал на отрицательные условия содержания и питания детей. Тем самым судьба колонии была решена. В феврале 1930 года имущество колонии им. Крупской передано в ведение коммуны «Смена» по Приемо-сдаточной ведомости.

Заведующие колонией:

нет сведений на заведующих колонией в 1923-1924 гг.;

1925 г. – Урицкий […];

1926 г.- май 1927 г. – Долгих Матвей Федорович, родился в 1882 г. в Лукомольской волости  Сеннинского уезда Могилевской губернии. Окончил земскую сельскую школу. Участник I Мировой войны.После демобилизации в 1917 году приехал в с. Яя-Петропавловское Томского уезда, имел собственное хозяйство. В 1924 году был назначен председателем комитета с. Ишим.

с июня 1927 г. по октябрь 1928 г. – Трущенков Василий Александрович, родился в [Акмолинской области] в 1894 г., грамоте выучился самостоятельно, участник I Мировой войны, старший унтер-офицер 119-го пехотного Коломенского полка. Получил серьезное ранение, в результате которого лишился ноги. В 1918-19919 году жил в Нарымском крае, в 1920 году работал заведующим Домом призрения, затем переписчиком в волостном исполнительном комитете. В 1923-1927 гг. служил заведующим в детском доме в с. Бачат Кузнецкого уезда.

с октября 1928 г. по июнь 1929 г. – Новоселов Павел Петрович, 1888 г.р.

июль 1929 г. – Сергиенко И. А.

Источники:
ГАТО. Р-221. Оп. 1. Д. 1-16;
Детский городок им. Крупской // Красное знамя. 1924. 26 января.
Иконников С. К. Доктор Пирусский. Томск. 2005 г. 372 с.
Сарычева Т. В. Формирование управленческих и образовательных структур в сфере физической культуры в Томской губернии (1920-е гг.) // Вестник ТГУ. 2011. Вып. 3(15). С. 147-152.
ЦДНИ ТО. Ф. 4. Д. 169, 196, 218; Ф. 11. Оп. 2. Д. 17; Ф. 25. Оп. 1. Д. 36, 54, 130, 142, 177, 219; Ф. 118. Оп. 1. Д. 1.

зав. сек. ЦДНИ ТО, Маркова Е. Г.