Архивные находки. О пребывании Г.И. Мясникова в Томском Домзаке

ЦДНИ ТО публикует документ о пребывании в 1924-1926 гг. в Томском Доме заключения незаурядной личности. Речь идет о Г.И. Мясникове, пермском революционере, организаторе убийства в Перми в июне 1918 г. великого князя Михаила Александровича Романова и его окружения, а в 1920-е борце с партийной диктатурой, основателе т.н. «рабочей оппозиции» в недрах РКП (б).

В марте 1925 г. в Томский губком РКП (б) поступило письмо Дарьи Григорьевны Мясниковой, его жены. Она сообщает, что ее муж три дня назад объявил голодовку, «требуя предъявления обвинения и суда или освобождения, или высылки за границу». В связи с тем, что это была не первая его голодовка в Томске, Дарья Григорьевна просит предоставить гарантии, что мужа не будут подвергать в тюрьме насильственным действиям, таким как искусственное питание и т.д.

Томский губернский тюремный замок (затем Томдомзак) на ул. Тюремной (ныне ул. А. Иванова, 4). Июнь 1917 г. // ЦДНИ ТО. - Ф. 1300.
Томский губернский тюремный замок (затем Томдомзак) на ул. Тюремной (ныне ул. А. Иванова, 4). Томск. Июнь 1917 г.

В литературе о политических репрессиях в Сибири в 1922-1926 гг. речь идет о том, что Г.И. Мясников, самый известный сибирский заключенный, стал головной болью для ОГПУ. Историки пишут, что он, выступив против партийной диктатуры ещё в начале 20-х гг., активно боролся в томской тюрьме за своё освобождение, периодически устраивая голодовки. В ответ чекисты угрожали ему переводом в психбольницу (Н.М. Дмитриенко, А.Г. Тепляков).

Жизненный путь личности раскрывается в контексте многочисленных, разнообразных и порой противоречивых событий своего исторического времени. Г.И. Мясников, борец за «большевизм с человеческим лицом», в своей жизни не всегда был пламенным борцом с насилием. Были в его биографии моменты, когда именно он олицетворял это самое революционное насилие.

Для более цельного восприятия личности Г.И. Мясникова считаем необходимым публикацию томского документа сопроводить ссылками на другие источники о его жизни до и после Томска (см. ниже). Необходимо отметить, что именно Мясников Г.И. создал прецедент убийства членов царской фамилии: расстрелы в Перми 12-13 июня 1918 г. опередили трагические события в Алапаевске и Екатеринбурге более чем на месяц.

В 1924-1926 гг. в Томском доме заключения (Домзаке) находился под арестом Г. И. Мясников (ул. Аркадия Иванова, 4. В 1931 г. здание было передано Политехническому институту (университету). Сейчас здесь расположен Лицей ТПУ. Здание сильно перестроено. Томск. Март 2017 г.
В 1924-1926 гг. в Томском доме заключения (Домзаке) находился под арестом Г. И. Мясников (ул. Аркадия Иванова, 4. 2017 г.)

С точки зрения сегодняшнего дня письмо Д.Г. Мясниковой связано с двумя парадоксами: ее муж находился в тюрьме не за организацию группового убийства, – это ему простили, а за преступление, более «страшное» – за антипартийную борьбу.

Второй парадокс: в 1918 г. Мясников организовал убийства в Перми из собственных побуждений, без суда и следствия, и даже без приказа сверху. В 1925 г. в Томске по отношению к себе он требует гуманности и соблюдения законности.

Исследователи (Б.И. Беленкин и В.К. Виноградов) отмечали склонность Г.И. Мясникова к мистификациям. Поэтому факты, упомянутые его женой в публикуемом ниже письме, также требуют подтверждения. Возможно, действия жены в Томске направлялись самим Г.И. Мясниковым, как это было в июне 1923 г. (см. письмо Г.И. Мясникова жене от 15 сентября 1923 г.Из следственного дела 1923-1928 гг.: с. 159-160).

Письмо Д.Г.Мясниковой, жены Г.И. Мясникова
  ЦДНИ ТО. - Ф. 76. - Оп. 1. - Д. 4а. - Л. 18.   ЦДНИ ТО. - Ф. 76. - Оп. 1. - Д. 4а. - Л. 18ob.

Губком РКП (б) гор. Томск
Копии: Губпрокурору и Губисполкому
от Мясниковой Д.Г., проживающей
по Спасской ул. д.4. кв.2

19 ноября 1923 г. в Москве был арестован мой муж Г.И. Мясников 1. После ареста он, считая, что этот арест стоит в прямом противоречии с обещаниями Крестинского2 и Зиновьева 3, объявил голодовку. На 10-й день голодовки меня пропускают к нему в камеру внутренней тюрьмы ГПУ с тем, чтобы я уговорила его прекратить голодовку. Дав мне честное слово, что если я уговорю и он прекратит голодовку, то ГПУ даст возможность нам выехать из Москвы куда угодно, за исключением Урала. Если же он пожелает за границу, то и туда можно. Муж голодовки не прекратил, настаивая на безоговорочном освобождении, согласно заверений Крестинского и Зиновьева. На 13-й день голодовки пропускают опять меня к нему, вновь подтверждая свои честные слова, заверив меня, в то же время, что муж может помереть с минуты на минуту.

Беззаветно веря в честность Дерибаса4, Славатинского5, Агранова6 и др., которые давали мне честные слова, я, чтобы подействовать сильнее на мужа, взяла с собой старшего сына, его любимца, и категорически настаивала на прекращении голодовки, в противном случае я сама с детьми покончу с собой, а чтоб убедить его, что это не шутка, я указала ему на заготовленные для этой цели средства. Он голодовку прекратил. Поправившись от голодовки, ему объявляют, что он высылается в Новониколаевск в ссылку. Я опять уговорила мужа, что надо ехать, но не зная, что значит административная ссылка при советской власти, я обратилась к Дерибасу за разъяснением. Он сказал, что муж будет жить в Новониколаевске на воле и находиться под гласным надзором п[олномочного] п[редставительства] ОГПУ. Оказалось, что меня и мужа нагло обманули и мой муж сидит в одиночке Томдомзака 1г[од] 2 м[есяца] в режиме принудительного молчания. Даже здесь Чунтонов7 на вокзале говорил, что мужа везут не в тюрьму, а на квартиру. Здесь в Томской тюрьме он объявил голодовку, требуя предъявления обвинения и суда или освобождения, или высылки за границу. Вместо этого его подвергли насилию: искусственному питанию, а когда он голодовку все-таки не прекратил, то его на 13-й день голодовки в 2 часа ночи хотели отправить в сумасшедший дом, чем и покончить с ним как с идейным и политическим противником.

О том, насколько эти приемы борьбы с моим мужем, рабочим коммунистом с 20-летним стажем, допустимы, можете судить сами по одному тому факту, что газета «Правда» искусственное питание, примененное к политическим заключенным Белостоцкой тюрьмы, называла «диким варварским средством». Самое подлое правительство во всем мире – Румынское правительство, и то не решилось после заявленного протеста политзаключенных применить к ним искусственное питание и предпочло освобождение Доброджану8, газ[ета] «Правда» за 3 марта 1925. Что касается отправки в сумасшедший дом, то этот прием расправы не поддается квалификации. Мой муж вновь подал заявление 20 февраля 1925 г. с требованием: предъявления обвинения и гласного суда, если судить не за что, то освободить, а если освободить боятся, то выслать за границу, предать остракизму. Ответа на заявление нет и мой муж вынужден с 20 марта начать опять голодовку. Имея опыт прошлых голодовок, я прошу оградить моего мужа от насилий: насильственного питания и увоза в сумасшедший дом. Прошу дать мне необходимые гарантии, что его не подвергнут вновь этим пыткам. Я, не желая, чтобы мой муж голодал, попыталась за него ходатайствовать, с каковой целью обратилась с заявлением в Президиум Томской коллегии правозаступников, с тем, чтобы тот указал легальные возможности ходатайства, но результат моих усилий был таков: меня вызывают в ГПУ и Чунтонов заявляет: если я буду подавать заявления, то буду арестована и сослана с детьми, (а у меня их трое, старшему 5 лет), еще куда-то. Я хочу знать, не подвергнут ли меня репрессиям и за это заявление? А также прошу разъяснить, имею ли я право ходатайствовать за мужа. Мой муж с 20 марта голодает.
23 марта 1925 г.
Д. Мясникова

ЦДНИ ТО. – Ф.76. – Оп.1. – Д.4а. – Л.18-18об. Подлинник. Рукопись.

Примечания:

1.Мясников Гаврии́л Ильи́ч (25.II.1889 — 16.XI.1945) — рабочий-революционер, публицист, один из большевистских лидеров. Организатор убийства в Перми великого князя Михаила Александровича Романова. Член ВЦИК. В 1920—1922 гг. вел оппозиционную деятельность внутри РКП(б), входил в «рабочую оппозицию». Идеи Г.И. Мясникова, включавшие требование общей либерализации большевистского режима, получили название «мясниковщина». В полемику с Мясниковым вступил сам В.И. Ленин. 20.II.1922 г. исключён из партии большевиков, но продолжал вести пропаганду в Мотовилихе и соседних регионах. В 1923 г. был отправлен на работу в советское посольство в Германии, за границей издал «Манифест». По возвращении, в ноябре 1923 г. арестован. В заключении провел 3,5 года в одиночных камерах Москвы, Томска, Вятки. Весной 1927 г. освобождён и сослан в Ереван. 7.XI.1928 г., выпрыгнув на ходу из поезда Ереван — Джульфа, маршрут которого проходил вдоль государственной границы, переплыл р. Аракс и оказался в Персии. В 1930—1944 гг. жил во Франции. 18.XII.1944 г., получив приглашение советского посольства, возвратился в Москву, 17.I.1945 г. арестован. 24.X.1945 приговорён к высшей мере наказания (ст. 58-1а УК РСФСР). 16.XI. в Москве расстрелян. Реабилитирован в 2001.

2.Крестинский Николай Николаевич (13(25).10.1883— 15.03.1938) – советский политический и государственный деятель. Член ЦК (1917— 1921 гг.), член Политбюро ЦК (25.03.19— 08.03.21 гг.), член Оргбюро ЦК (16.01.19— 08.03.21 гг.), секретарь ЦК РКП (б) (29.11.19— 08.03.21 гг). В 1917 г. председатель Уральского областного и зам. председатель Екатеринбургского горкома РСДРП, председатель Екатеринбургского ВРК. С декабря 1917 г. член коллегии Наркомата финансов РСФСР, главный комиссар и зам. председателя Народного банка. С 1918 г. нарком финансов РСФСР. С 1921 г. полпред РСФСР (СССР) в Германии, с 1930 г. зам., первый зам. наркома иностранных дел СССР. В марте— мае 1937 г. зам. наркома юстиции СССР. Член ВЦИК и ЦИК СССР. Репрессирован. Расстрелян.

3.Зиновьев (Радомысльский) Григо́рий Евсе́евич (11 (23).IX.1883, — 25.VIII.1936) — российский революционер, советский политический и государственный деятель. Член Политбюро ЦК РКП(б) (1921—1926), кандидат в члены Политбюро ЦК РКП(б) (1919—1921). Член Оргбюро ЦК РКП(б) (1923—1924). Репрессирован. Расстрелян.

4.Дерибас Терентий Дмитриевич (1883-1939) — сотрудник ВЧК-ОГПУ с 1920, с 1931 — член Коллегии ОГПУ. С 1934 — канд. в чл. ЦК ВКП(б). Репрессирован. Расстрелян.

5.Славатинский (Словатинский, Славутинский) Александр Сергеевич (1892-1939) – сотрудник ВЧК-ОГПУ-НКВД. В 1918-1922 гг. – секретарь Петросовета, управделами Петроградского губвоенкомата, председатель Губкомиссии по борьбе с дезертирством. С 1922 года – начальник Отдела погранслужбы штаба войск ВЧК-ГПУ Западного края, затем сотрудник для поручений учетно-статистического отдела ГПУ. С марта 1923 г. – начальник 12-го отделения (борьба с антисоветскими элементами в сфере литературы и искусства) СО СОУ ГПУ. С января 1924 г. – начальник 7-го отделения, а с 1925 г. – 5-го отделения СО СОУ ОГПУ. Репрессирован. Расстрелян.

6. Агранов Я́ков Сау́лович (Соренсон Янкель Шмаевич) (X.1893- 1.VIII.1938) — сотрудник ВЧК— ОГПУ— НКВД, комиссар государственной безопасности 1-го ранга (26 ноября 1935), один из организаторов массовых репрессий 1920-х — 1930-х гг. Входил в состав особой тройки НКВД СССР. Репрессирован. Расстрелян.

7.Чунтонов Михаил Митрофанович (1896 — ?) — сотрудник ВЧК-ГПУ-НКВД. С 1920 г. уполномоченный Томской ГубЧК, начальник Секретного отдела Томского губотдела ГПУ, с 1923 — вр. и. д. нач., нач. Секретно-оперативной части Томского губотдела ОГПУ. В разное время начальник КарЛАГА, БамЛАГа, Белбалтлага и Сиблага.

8.Доброджану-Геря Александр (2.VII.1879 -4.XII.1937) — деятель румынского рабочего движения, один из основателей Коммунистической партии Румынии (КПР). Неоднократно подвергался арестам. Находясь в тюрьмах, 14 раз объявлял голодовку. С 1932 г. жил в СССР. Репрессирован. Расстрелян.

Литература:
Ларьков Н. С. Секретный узник Томского домзака (Тайны Томской Лубянки) // Томский вестник». 1998. 14 июля. № 124.
Тепляков А. Г. “Непроницаемые недра” [Текст] : ВЧК-ОГПУ в Сибири, 1918-1929 гг. / Тепляков А. Г. ; Ассоц. исслед. рос. о-ва (АИРО-ХХ) ; Фонд им. Н. Бухарина и А. Лариной-Бухариной. — АИРО XXI — М. : АИРО XXI, 2007. — 287 с. — (АИРО – Первая монография) — 1000 экз. — ISBN 978-91022-042-7.
Томск. История города от основания до наших дней / Отв.ред. Н.М. Дмитриенко. 2-е изд., испр.  доп. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2004. – С. 260.

Интернет-источники
Публикация книги Мясникова, его автобиография и др.:
Мясников Г. И. Философия убийства, или Почему и как я убил Михаила Романова / публ. Б. И. Беленкина и В. К. Виноградова // Минувшее : Ист. альм. – [Вып.] 18. – М. : Atheneum ; СПб. : Феникс, 1995. – С. 7-191 – В прил.: Мясников Г.И. Из автобиографии Мясникова: с. 137-152; Из следственного дела 1923-1928 гг.: с. 152-165; Из следственного дела 1945 г.: с. 165-187
Источники об обстоятельствах гибели Романовых.

Подготовка к публикации, комментарии, примечания – Л.Н. Приль, зам.директора ЦДНИ ТО.