Потребность в регулярном транспортном сообщении города с левобережной частью существовала давно, а в условиях войны мост через реку стал жизненно необходим. Паром не справлялся с поставленными задачами. В своевременном снабжение топливом и сельскохозяйственными продуктами нуждались как город, так и фронт. На объединенном заседании горкома ВКП(б) и горисполкома ВКП(б) в марте 1943 года было вынесено решение о строительстве моста через реку Томь. Уже 1 июня 1943 года рабочие приступили к земляным работам, заготовке и доставке материалов к месту строительства понтонного моста – у Лагерного сада. Лес, предназначенный для возведения моста, отвели на буксире в Моряковку. Там, на строительстве плашкоутов, было занято около 40 плотников. Рабочим и служащим, мобилизованным на строительную площадку, был сохранен средний заработок по месту работы. Горком ВКП(б) просил сдать объект в невероятно короткий срок – до 1 августа 1943 года.
В целях обеспечения оперативного руководства в организации работ был создан оперативный штаб в составе: зам.председателя горисполкома и начальник штаба – Вайнберг; секретарь Кировского райкома ВКП(б) – Кашуткин; начальник стройконторы – Плотников; управляющий трестом “Томлес” – Смирнов; директор лесоперевалочного комбината – Глухов. Штаб обладал широкими полномочиями: отбирать специалистов и рабочую силу на предприятиях, задействовать нужный в строительстве транспорт, и, даже давать предприятиям города задания, непосредственно связанные со строительством моста. С началом строительства, в 1943 году рабочим были переданы концентраты для питания (1 тонна); 100 шт одеял (Горкомхоз), 100 пар резиновой обуви (завод № 765), фураж для лошадей – 8 тонн отходов зерна с Пивзавода и Загозерна, а также партия металлических деталей – поковки, крепеж, болты и шпили, изготовленная на заводах и мастерских города.
В июле 1943 года стало очевидно, что срок сдачи моста к 1 августа слишком оптимистичен. Продолжавшаяся война диктовала свои условия. Не хватало людей, лошадей для лесотаски, времени для изготовления требуемых изделий в полном объеме и в соответствии со спецификацией.
15 сентября 1943 года на заседании бюро Томского горкома ВКП(б) и горисполкома ответственные работники пришли к выводу, что проблему невозможно решить наскоком, и начинать нужно с наведения порядка в организации строительства. Заказчиком строительства был установлен Горкомхоз, подрядчиком (исполнителем) – Горстройконтора (начальник т. Новиков), начальником прорабского пункта в Моряковском затоне был утвержен Толстихин, для строительства плашкоутов за Моряковским судоремонтным заводом закрепили 60 рабочих. Подготовку проекта и смет возложили на Бампроект. Срок сдачи моста был перенесен на май 1944 года.
На третий год строительства мост все еще не было завершен: из 40 запланированных плашкоутов было изготовлено только 34. Крепеж, изготовленный заводами Томска еще в 1944 году, так и не был завезен на стройплощадку.
На изготовления недостающих плашкоутов понадобился еще год. Из 38 плашкоутов 9 находились в Томске, у места установки, 13 были спущены на воду в Моряковке и 16 плашкоутов ждали спуска. Ежедневно возможно было спускать плашкоуты по 2 штуки, перед спуском они подвергались двойному проконопачиванию и проверке креплений болтов. Первая конопатка проводилась сплошная, вторая, после испытания водой, в местах дающих течь. До ввода моста в эксплуатацию оставались считанные месяцы, но далеко не все было готово. Предстояло построить подходы к понтонному мосту, расчистить устье Сенной курьи для зимнего отстоя понтонов (без малого 1 500 кубометров наносного грунта), изыскать 6 000 погонных метров троса для заякорения плашкоутов (на июнь было только 3 300 погонных метров троса), дождаться 80 комплектов баржевых шпилей чугунного литья, и, наконец, провести освещение к мосту. На устранение недоделок были брошены все человеческие и тягловые силы города.
31 августа 1946 года состоялось торжественное открытие движения. После митинга, который открыл секретарь Томского горкома ВКП(б) Лука Григорьевич Федосеев, по мосту пошли 350 подвод и десятки грузовых машин с зерном государству – “Красный обоз”.
Одна из публикуемых фотографий (Илл. 2), знакома многим томичам – это как раз встреча первого обоза с хлебом в августе 1946 г. Другая (Илл. 1), проект понтонного моста, выполненный Бампроектом – публикуется впервые. Это рисунок Александра Еськова, 1906 г.р., архитектора Желдорпроекта.
Понтонный мост был установлен на 37 плашкоутах, вес каждого – 60 тонн, поверх – двойной настил. На зимнее время понтоны отводили на стоянку на правом берегу, возле Сеной курьи.
Мост прослужил до 1973 года, до открытия капитального моста, который томичам известен как “Коммунальный”. Но это уже совсем другая история…
Список использованных источников:
1. Из протокола № 312 заседания бюро Томского горкома (ГК) ВКП(б) от 13 марта 1943 г. О строительстве понтонного моста через р. Томь // ЦДНИ ТО. – Ф. 80. – Оп. 3. – Д. 203. – Л. 189-190.
2. В кратчайший срок построить мост // Красное Знамя. – № 108. – 29 мая 1943 г.
3. Из протокола № 334а заседания бюро Томского ГК ВКП(б) от 2-3 июня 1943 г. О выделении продуктов питания рабочим по строительству понтонного моста и ж/д ветки // ЦДНИ ТО. – Ф. 80. – Оп. 3. – Д. 205. – Л. 93.
4. К строителям плашкоутов понтонного моста через р. Томь // Красное Знамя. – № 116. – 8 июня 1943 г.
5. Из протокола № 338 заседания бюро Томского ГК ВКП(б) от 16 июня 1943 г. Об обеспечении лошадей, занятых на строительстве моста фуражом // ЦДНИ ТО. – Ф. 80. – Оп. 3. – Д. 205. – Л. 141.
6. Из протокола № 339 заседания бюро Томского ГК ВКП(б) от 19 июня 1943 г. Об изготовлении металлических поковок для строительства моста // ЦДНИ ТО. – Ф. 80. – Оп. 3. – Д. 205. – Л. 144-145.
7. Из протокола № 342 заседания бюро Томского ГК ВКП(б) от 29 июня 1943 г. Об оплате труда рабочих, занятых на строительстве понтонного моста // ЦДНИ ТО. – Ф. 80. – Оп. 3. – Д. 205. – Л. 177.
8. Из протокола № 344 заседания бюро Томского ГК ВКП(б) от 5 июля 1943 г. О ходе строительства понтонного моста через р. Томь // ЦДНИ ТО. – Ф. 80. – Оп. 3. – Д. 205. – Л. 207-208.
9. Из протокола № 352 заседания бюро Томского ГК ВКП(б) от 18 августа 1943 г. О ходе строительства узкоколейной ж/д и понтонного моста // ЦДНИ ТО. – Ф. 80. – Оп. 3. – Д. 206. – Л. 101.
10. Из протокола № 355 заседания бюро Томского ГК ВКП(б) от 1 сентября 1943 г. Об обеспечении строителей понтонного моста обувью // ЦДНИ ТО. – Ф. 80. – Оп. 3. – Д. 206. – Л. 125.
11. Из протокола № 357 заседания бюро Томского ГК ВКП(б) от 15 сентября 1943 г. О ходе строительства понтонного моста через р. Томь // ЦДНИ ТО. – Ф. 80. – Оп. 3. – Д. 207. – Л. 13-20.
12. Из протокола № 407 заседания бюро Томского ГК ВКП(б) от 10 мая 1944 г. Об образовании Комитета содействия строительству понтонного моста // ЦДНИ ТО. – Ф. 80. – Оп. 3. – Д. 322. – Л. 31.
13. Из протокола № 8 заседания бюро Томского ГК ВКП(б) от 4 апреля 1945 г. О выделении металла для строительства понтонного моста // ЦДНИ ТО. – Ф. 80. – Оп. 3. – Д. 437. – Л. 52.
14. Из протокола № 16 заседания бюро Томского обкома (ОК) ВКП(б) от 1 июня 1945 г. О ходе строительства понтонного моста // ЦДНИ ТО. – Ф. 607. – Оп. 1. – Д. 165. – Л. 27-30, 50-51.
15. Из протокола № 73 заседания бюро Томского ОК ВКП(б) от 26 июня 1946 г. О вводе в эксплуатацию понтонного моста через р. Томь // ЦДНИ ТО. – Ф. 607. – Оп. 1. – Д. 398. – Л. 20, 29-30, 51-52.
16. Сегодня открывается движение через р. Томь по новому понтонному мосту // Красное Знамя. – № 173. – 31 августа 1946 г.
17. Первый большой красный обоз с хлебом прошел по мосту // Красное Знамя. – № 175. – 3 сентября 1946 г.
18. Из протокола № 87 заседания бюро Томского ОК ВКП(б) от 4 октября 1946 г. Об аварии понтонного моста через р. Томь // ЦДНИ ТО. – Ф. 607. – Оп. 1. – Д. 412. – Л. 7.
19. Из протокола № 88 заседания бюро Томского ОК ВКП(б) от 5 октября 1946 г. О результатах расследования аварии понтонного моста через р. Томь // ЦДНИ ТО. – Ф. 607. – Оп. 1. – Д. 413. – Л. 10-11.
20. Письмо секретаря Томского ОК КПСС Е. К. Лигачева и председателя Томского облисполкома И. Васильева министру транспортного строительства СССР Е. Ф. Кожевникову о необходимости строительства капитального моста через Томь. 19 января 1966 г. // ЦДНИ ТО. – Ф. 607. – Оп. 1. – Д. 3547. – Л. 27-30.
зав. сек. ЦДНИ ТО, Маркова Е. Г.