В первые годы войны Сибирь стала глубоким тылом и местом эвакуации не только основных кадров специалистов и заводов оборонной промышленности, но и национальной гордости — культурных ценностей, шедевров мирового искусства. В Западную Сибирь были вывезены материалы государственных и партийных архивов, экспонаты Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитажа, музея стран Востока и музей изящных искусств, музеев Новгорода, Калинина, Орла, эвакуированы театральные коллективы Москвы, Ленинграда, Белоруссии, Украины.
24 июня 1941 года был создан Совет по эвакуации населения, предприятий, учреждений, военных и иных грузов и ценностей. При наркоматах и ведомствах начали действовать специальные бюро и комиссии по эвакуации. Непосредственное руководство эвакуацией было возложено на местные партийные и советские органы.
В условиях военных действий эвакуация культурных ценностей проводилась в спешке, при нехватке упаковочного материала, при отсутствии необходимых транспортных средств. Многие ценности были спасены только благодаря усилиям работников культуры.
Изучая документы Томского городского комитета ВКП (б), Нарымского окружного комитета ВКП (б), первичной партийной организации Колпашевского городского театра драмы, можно уточнить время и место пребывания деятелей искусства в эвакуации, показать размах деятельности и оценить по достоинству труд эвакуированных и местных жителей в тылу.
В августе 1941 года в Томск по указанию Совета прибыли экспонаты из музея А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. М. Горького.
Жданов Владимир Александрович, хранитель музея Л. Н. Толстого вспоминал:
Выезд был назначен на 18 июля. …Погрузились на товарной станции Северной железной дороги в пульмановский товарный вагон. Вагон выкатили от пакгауза на запасный путь около станции Москва. Попытки продвинуться дальше ни к чему не приводили. Нам резонно отвечали: надо снаряды и хлеб везти, а ваши книги подождут. Кое-как к вечеру перегнали на Лосиноостровскую-сортировочную и поставили в длинный хвост около северной башни. … В Пути наш вагон несколько раз перецепляли, и приходилось хлопотать, чтобы не оказаться в длинном хвосте – шли эшелоны с эвакуированными заводами. … Утром 5 августа мы прочитали на здании вокзала, к которому подъезжали “Томск-1”.
Жданов. В. А. Москва — Ясная Поляна — Томск // Москва. — 1966. — №12. С. 186 — 188.
Эвакуированных приняла Научная библиотека ТГУ, выделив 2 комнаты, освободив для этой цели кабинет директора и вспомогательное помещение абонемента, в одной комнате разместили ценности из музея Толстого, в другой — Пушкина и Горького.
В 1943 году Томск стал прибежищем для Севастопольской картинной галереи. Поразителен путь эвакуации галереи и сопровождающего ее директора Михаила Павловича Крошицкого. Добившись разрешения на эвакуацию и упаковав 1200 бесценных картин в собственноручно сколоченные ящики, Михаил Крошицкий выехал из Севастополя в ноябре 1941 года. Через 13 месяцев скитаний по станциям грузинской и центральноазиатской железной дороги, не оставляя вверенные ему шедевры ни на минуту, в тревоге за свою семью, оставленную в Севастопольском бомбоубежище, Крошицкий 8 января 1943 года прибыл в Томск.
Из воспоминаний Михаила Павловича Крошицкого:
Полуживого меня извлекли из вагона солдаты. Температура у меня была под 40, так как я захворал крупозным воспалением легких и воспалением почек, руки и ноги были сильно обморожены
В фонде Томского горкома ВКП (б) выявлены два документа о пребывании в нашем городе Севастопольской картинной галереи и ее директора – Михаила Павловича Крошицкого, сохранившиеся в военном лихолетьи. Оба выявленных заявления М.П. Крошицкого адресованы сотрудникам Томского горкома ВКП (б), в них указана его должность — директор Севастопольской картинной галереи. В это время учреждение было подведомственным Управлению по делам искусств при СНК РСФСР.
Заявления М.П. Крошицкого датированы августом – ноябрем 1944 г., в это время галерея размещалась по адресу – пр. Ленина №36.
Стойкости Михаила Крошицкого хватало на сохранение картин не только родной галереи, но и яснополянских. Под его наблюдением производились контрольные вскрытия ящиков, проводилась профилактика.
В военные годы незаменимым средством донесения информации и агитационного воздействия был политический плакат. Эта форма хорошо поддавалась массовому воспроизведению, была всегда на виду и обращалась ко всем и каждому. По степени воздействия в один ряд с плакатом были поставлены почтовые открытки, листовки, окна ТАСС (телеграфного агентства Советского Союза).
Специалисты в изучении графики военных лет прослеживают два этапа в ее развитии. В первые два года войны плакаты и листовки имели драматическое звучание: 22 июня появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», несколькими днями позже — «Родина-мать зовёт!» Ираклия Тоидзе, 26 июня 1941 года М. Черемных выполнил первое «Окно ТАСС».
На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и настроение, и образ плаката. B.C. Иванов изображает солдата на фоне переправы через Днепр, пьющего воду из каски: «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943). Оптимизмом, народным юмором проникнут плакат Л. Голованова «Дойдем до Берлина!» (1944)
Каждая важная весть с фронта, каждый приказ главнокомандующего транслировались плакатами и «окнами».
В Томске работа по выпуску наглядной агитации не прекращалась на протяжении всего военного времени.
Из протокола заседания бюро Томского Горкома ВКП (б) №122 от 15 сентября 1941 г.
СЛУШАЛИ: 2. О своевременной информации (Прим – так в тексте) населения о последних событиях.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Обязать редактора газеты «Красное знамя» тов. Пронина возобновить ежедневный выпуск телеграмм со сводками Советского Информбюро с тиражом в 1000 экз. с распределением по районам: Кировский – 300 экз., Куйбышевский – 400 экз., Вокзальный – 300 экз.
Поручить тт. Пронину и Ремову изыскать для выпуска телеграмм необходимое количество бумаги (не газетной).
2. Обязать заведующих отделами пропаганды и агитации райкомов ВКП (б) обеспечить ежедневное вывешивание в витринах сводок Советского Информбюро в следующих пунктах города:
1) Городской и районные агитпункты;
2) Проспект Тимирязева (у научной библиотеки ТГУ);
3) Площадь Революции;
4) Дом Красной Армии;
5) У сквера возле сберкассы №131;
6) Иркутский тракт (у Белого озера);
7) У фабрики «Карандашная дощечка»;
8) У вокзала Томск 2-й;
9) У вокзала Томск 1-й;
10) Электромеханический завод;
11) У пристани речного вокзала;
12) Томскпромстрой;
13) У цирка.
Обязать тов. Пронина обеспечить райкомы ВКП (б) соответствующим количеством текста сводок Советского информбюро.
3. Обязать директоров предприятий, учреждений и учебных заведений организовать вывешивание сводок Информбюро внутри предприятий.<…>
Секретарь Томского Горкома ВКП (б) Чернышев
ЦДНИ ТО. Ф. 80. – Оп.3. – Д.5. – Л.10-11.
19 сентября 1941 года Томский горком ВКП(б) постановил организовать регулярный выпуск «Окон Тасс». В ноябре 1941 года было создано оргбюро Союза советских художников Томска. В него вошли как жившие в это время в эвакуации, так и местные деятели искусств: Евгений Александрович Кацман, Заир Исаакович Азгур, Михаил Михайлович Щеглов, Василь Стеценко, Лидия Александровна Острова, Вадим Матвеевич Мизеров.
Большинство изданий томских «Окон Тасс» выполнил Михаил Щеглов. Всего за время существования Союза художников было выпущено 12 264 экземпляра «агитокон».
В конце января 1943 года в Томске открылась персональная выставка Щеглова «Дневник Отечественной войны». Выставка экспонировалась 4 раза: в Горпарткабинете, в городском театре и в витринах улицы Ленина в День 1-го Мая 1943 года.
Признание таланта художника городом выразилось в предоставлении Михаилу Михайловичу комнаты в центре города и единовременном предоставлении продуктов питания.
Письмо Михаила Щеглова в горком ВКП (б) с благодарностью за улучшение жилищных условий. 5 мая 1943 год.
Горком ВКП (б) вынес постановление об премировании меня за мою работу в Томске лучшим жилищем. В настоящее время мне Горсовет через Куйбышевский райком и жилотдел предоставил таковое на ул. Равенства, д.3 кв.5.
Этим фактом характеризуется забота горкома о советской интеллигенции . Она заставляет еще больше отдавать свои силы на общее дело разгрома ненавистного врага, посягнувшего на наше дорогое отечество.
Лучшее жилище позволит и мне еще больше и лучше отдавать силы делу пропаганды и агитации средствами изобразительного искусства. Мой «Дневник Отечественной войны», выставленный в дни 1-го Мая на улицах Томска уже второй раз будет теперь продолжаться в лучших условиях для работы. Буду счастлив, если я этим трудом в исторические дни Отечественной войны со своей стороны принесу пользу родине и г.Томску, а моя работа для г.Томска станет частью его исторических военных дней.
Лично я позволю себе принести глубокую благодарность художника Горкому ВКП (б) г. Томска за помощь мне.Художник, член Союза сов[етских] художников М. Щеглов
ЦДНИ ТО. Ф.80. Оп.3. Д. 255. Л. 18. Рукопись. Подлинник. Тушь. Акварельная бумага.
Осенью 1941 года, прямо с гастролей в Одессе, в Томск эвакуировался Белорусский драматический театр. В театре работали народные артисты БССР и СССР К. А. Мирович, К. Н. Санников, Л. М. Литвинов, Л. Г. Рахленко, Ирина Флориантовна Жданович, О. В. Галина, С. С. Бирилло, Стефания Михайловна Станюта, В. Н. Полло, Р. Н. Кошельникова, Здислав Францевич Стомма. В Одессе у театральной труппы осталось все: костюмы, декорации, реквизит, но спектакли на томской земле пошли. Начинали со «старого» готового репертуара — «В степях Украины» А. Корнейчука, «Кто смеется последний» К. Крапивы. Вскоре на сцене городского Томского театра пошли премьеры — «Полещуки» Романовского, «Крылатое племя» А. Первенцева, «Русские люди», «Парень из нашего города » К. Симонова.
Советское искусство в военное время, в условиях тяжелейших испытаний для страны и людей, заняло особое место. Кистью, пером, цветом, голосом деятели культуры отображали жизнь воюющего народа, передавали величие подвига, вызывали глубокие патриотические чувства, внушали еще большую ненависть к врагу.
Артисты выступали с концертами в клубах, цехах заводов, в госпиталях, перед солдатами, уходящими на фронт.
В 1942 году в эвакуации — в Томске работал Ленинградский театральный институт, за полгода пребывания в Томске (с июня по октябрь) профессорско-преподавательский состав и студенты института дали 142 концерта в Томске и 75 концертов в Томском районе.
Свой след в томском тылу оставил Ленинградский драматический театр им. Пушкина. Из театра, эвакуированного в Новосибирск, в порядке шефской помощи Нарымскому окружному театру, сроком на один год (с сентября 1942 года) были командированы ведущий актер Василий Васильевич Меркурьев и его жена Ирина Всеволодовна Мейерхольд.
Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд, по свидетельству современников, оказали значительную творческую помощь в организации работы и способствовали профессиональному росту актеров Нарымского драматического театра.
В мае 1943 года театр перебазировался на постоянное место работы в г. Колпашево, поменявшись местами с украинским театром им. Шевченко, который в это время тоже находился в эвакуации.
Осенью 1943 года закончился срок командировки Меркурьева и Мейерхольд, по дороге обратно, в эвакуированный в Новосибирск театр, семья побывала в Томске в гостях у директора Ленинградского театрального института Н. Е. Серебрякова.
С началом войны в Томске с огромным размахом развернулась гастрольная деятельность. Это зафиксировано в отчете отдела пропаганды и агитации Томского горкома ВКП(б) за 1943 год.
<…>
Обслуживание трудящихся Томска театромКонцерты проводимые в основном осуществлялись на стационарных площадках: концертный зал ДКА и эстрада горсада, также площадками клубов, завода Шарикоподшипника, Военстроя, Трудколонии №2, кроме того были периферийные концерты в Асино, психолечебнице.
Концерты главным образом осуществлялись за счет приезжих гастролеров, направляемых через Н. [сибирское] отделение в Томск, а так же коллективом квалифицированных артистов состоящих на учете в Томском отделении.
Всего силами ВГКО дано в Томске концертов на 1943 год – 476.
Кроме этого выезжали две бригады в Нарымский край и одна в Туганский район.
Из числа лауреатов и заслуженных были в этом году: Эпельбаум, Метельницкая, Ивницкая, Семизорова, Духовская, Благовидова, Нефедов, Мессинг.
Ансамбли: Ленинградский государственный ансамбль комедии и водевиля, Ленинградский государственный новый ТЮЗ, Белорусский еврейский государственный театр, квартет им. Глазунова, театр еврейской оперетты.
Две бригады Ленинградской филармонии, московский Джаз-Акардион (Прим. – так в тексте), народный хор под управлением Яркова, ансамбль Молдованской (Прим. – так в тексте) песни и пляски, китайский театр иллюзии Ин-це, Ленинградский театральный институт, китайский театр Ванцен-фу, советский театр иллюзии Марко-Макс, ансамбль кавказской песни и пляски Андре Пагосова, коллектив опереты Дарер.Силами местных артистов проведены следующие тематические концерты:
1) Глинка “) Римский-Корсаков №) Кармен 4) романтики в музыки 5) симфонические концерты 6) квартеты Чайковского 7) квинтет Шестаковича 8) сонатные вечера скрипача Хумек и пианистки Ландесман.Широко были охвачены трудящиеся города Томска в летнем сезоне благодаря наличия эстрады горсада. Зимой же [из-за] отсутствия собственной площадки в основном слушателем был офицерский и курсантский составы, квартирующих в Томске воинских частей и училищ.
В Томске находится кукольный театр (Прим – Московский кукольный театр С. Образцова), которым обслужены почти все городские школы, детдома и детсады. Этот же коллектив выезжал в Туганский и Нарымский край.
ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 3. Д. 257. Л. 62-63
«Красное знамя» сообщало о приезде ансамбля песни и пляски железнодорожников под руководством лауреата Сталинской премии И.О. Дунаевского, государственного джаз-оркестра РСФСР под руководством Л. Утёсова при участии Эдит Утёсовой, Вадима Козина, исполнителя русских романсов и многих других.
По мере освобождения захваченных фашистами территорий СССР и окончания войны, творческие коллективы стали готовится к возвращению на места.
В августе 1944 года, после трехлетнего пребывания в эвакуации, Томск проводил Белорусский театр в родной Минск. Прощаясь с купаловцами, томичи в памятном адресе писали:
Трудящиеся Томска благодарят вас за ваши спектакли. Они помогали нам в труде и вселяли в нас бодрость и веру…
Весной 1945 года разрешили реэвакуацию музею Ясной Поляны и Севастопольской галерее: снова, как и четыре года назад, на ящиках, с простоями на узловых станциях, но с победой и истинным ликованием за спасенное национальное достояние.
Безусловно, и Томск, своим трудом, выдержкой и выносливостью, внес свою лепту в сохранение культурных ценностей страны.
Тематический перечень документов архива, посвященный искусству в условиях военного времени.
Список использованных источников и документов:
ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 3. Д. 5. Л.10-11, 40-41.
ЦДНИ ТО. Ф. 80.Оп. 3. Д. 6. Л.4-5.
ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 3. Д. 90. Л. 67.
ЦДНИ ТО. Ф. 80.Оп. 3. Д. 138. Л. 42.
ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 3. Д. 141. Л. 32.
ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 3. Д. 203. Л.112, 117.
ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 3. Д. 208. Л. 12.
ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 3. Д. 251. Л. 5
ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 3. Д. 255. Л. 18.
ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 3. Д. 257. Л. 63.
ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 3. Д. 360. Л. 56, 65.
ЦДНИ ТО. Ф. 206. Оп. 1. Д. 737. Л. 1-116.
ЦДНИ ТО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-17.
ЦДНИ ТО. Ф. 4204. Оп. 4. Д. 210. Л. 13 об.,15 об, 17 об.
ЦДНИ ТО. Ф. 4204. Оп. 4. Д. 1108. Л. 1-32.
ЦДНИ ТО. Ф. 4204. Оп. 4. Д. 1120. Л. 1-10.
ЦДНИ ТО. Ф. 4204. Оп. 4. Д. 1130. Л. 1-20.
Берцун Л. Л. Документальные материалы о сокровищах музея-усадьбы «Ясная Поляна», хранившихся в Томске (1941-1945 гг.) // Документ: история, теория, практика сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Томск, 27-28 октября 2011 г.) Том. гос. ун-т, Архивное упр. Том. обл. / под общ. ред. О. А. Харусь. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. – С. 494-499.
Жданов. В. А. Москва — Ясная Поляна — Томск // Москва. — 1966. — №12. С. 186-188.
Исаева Л. Ю. Плакаты периода Великой Отечественной войны «Окна ТАСС» Михаила Щеглова // Томские музеи. Краеведческий музей им. М. Б. Шатилова. Муниципальные музеи: материалы к энциклопедии «Музеи и музейное дело Томской области» / под ред. Э. И. Черняка. – Изд-во Том. ун-та, 2012. – С. 68-72.
Спасение жемчужины Крыма // Томские новости. – 2014. – 3 октября. – С. 27.
Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – С. 214-222.
Провинциальные хроники: Томск 1941-1945 годов: 60-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается / сост. Эдуард Майданюк ; ред. Марина Паутова. – Томск: Курсив, 2005. – 141 с.
Сибирь в Великой Отечественной войне: материалы конференции, посвященной тридцатилетию Победы в Великой Отечественной войне: 16-18 апреля 1975 г. / Редкол. : Б. Н. Волков (отв. ред. ). Новосибирск.: Наука, 1977. – 334 с.
зав. сек. ЦДНИ ТО, Маркова Е. Г.