В преддверии празднований Дня города и 70-летнего юбилея области, публикуем заключительную часть данных Облплана, составляющих облик области в 1944 году.
Сквозь призму опубликованных ранее статистических сведений о ландшафте, населении, состоянии промышленности и сельского хозяйства, можно представить жизнь нашего региона в военные годы.
В качестве завершающего элемента мозаики предлагаем познакомиться с данными о транспортных коммуникациях, жилищно-коммунальном хозяйстве и культуре территории в 1944 году.
Группа участников общегородского Дня физкультурника. г. Томск. 1945 г. Ф. 5658. – Оп. 1. – Д. 320.
Группа участников парада физкультурников. г. Томск. 1945 г. Ф. 5658. – Оп. 1. – Д. 320.
Курсанты Томского артиллерийского училища (ТАУ) на строительстве железнодорожной линии от станции Томск-II к старой электростанции. г. Томск. 1941 г.
Ф. 1300. – Оп. 2. – Д. 679.
Транспорт и связь (С.17-18)
Томская область – это, прежде всего, область водных путей сообщения. Общее протяжение эксплуатируемых рек составляет 5348 км. Кроме реки Оби, для судоходства используются также и ее главные притоки: Чая, Кеть, Парабель, Васюган, Тым. На долю водного транспорта приходится основная тяжесть всех грузовых перевозок. Однако имеющиеся перевозочные средства водного транспорта не обеспечивают своевременную вывозку из северных районов грузов и, в первую очередь, лесных. Ежегодно после закрытия навигации в нарымских районах остаются невывезенными сотни тысяч тонн грузов: лес, пиломатериалы, продукция лесохимии и друг.
// С.18.
Протяженность железных дорог – незначительна. Всего по территории области проложено 168 км железных дорог общего пользования. Вся железнодорожная сеть состоит из одной линии Асино–Томск–Межениновка с выходом на транссибирскую железнодорожную магистраль у ст. Тайга (Кемеровская область).
Также крайне слабо (особенно, на севере) развиты автогужевые дороги. Протяженность отстроенных автогужевых дорог общего пользования составляет 1275 км. Главное экономическое значение имеет Нарымский тракт (Томск–Колпашево), переведенный в начале 1944 г. в категорию дорог республиканского значения. Остальные дороги имеют чисто местное значение и служат подъездными путями к пристаням.
В отношении развития средств связи Томская область значительно отстала от других районов в СССР. Из 21 района телефонную связь с г. Томском имеют только 7 районов. В области всего телефонизировано 30,7 проц. сельских советов, 67,8 % МТС и только 3 колхоза из 1163.
Таким образом, форсированное развитие средств связи и, прежде всего, организация телефонной связи районных центров с г. Томском для новой области является одной из важнейших задач ближайшего времени.
Томск и его жилищно-коммунальное хозяйство (С.18-19)
Город Томск, возникший еще в 1604 г. во времена Бориса Годунова, является одним из стариннейших городов Западной Сибири. В 1804 году он стал губернским городом. Особенно быстро Томск развивался в XIX веке, чему способствовало положение города на пересечении водной магистрали с Сибирским трактом, игравшим тогда очень большое экономическое значение в жизни Сибири. За период с 1817 по 1900 гг. население города увеличилось с 10,4 тыс. человек до 63,4 тыс. человек.
В связи с прокладкой транссибирской железной дороги, которая прошла на 80 км южнее города, экономическое развитие Томска значительно замедлилось по сравнению с городами, расположенными непосредственно на магистрали.
После Великой Октябрьской социалистической революции развитие города Томска вновь несколько усилилось, особенно в годы Отечественной войны, в связи с сосредоточением здесь нового крупного промышленного строительства и размещением ряда эвакуированных предприятий.
В настоящее время в городе насчитывается 177,7 тыс. жителей. Город разделен на три района: Кировский, Куйбышевский и Вокзальный.
Томск занимает территорию в 16023 га, из которых 4040 га составляют парковые леса, 3427 га луга, 2402 га земли специального назначения и 2484,7 га – селитебная часть города.
Жилая площадь города 641,6 тыс. кв. м., в том числе жилой фонд местных советов – 321,8 тыс. кв. м. В среднем на одного жителя приходится 3,7 кв. м. жилой площади. Вследствие того, что за последние годы ремонт жилого фонда проводился в небольших размерах, значительная часть жилых зданий износилась и пришла в ветхость.
// С.19.
Жилой фонд города имеет 46 % износа, благодаря чему большое число домов из-за ветхости подлежит сносу.
Коммунальное хозяйство Томска значительно отстало и не удовлетворяет предъявляемых к нему требований. Только в последние 2-3 года на этот участок работы обращено большее внимание и сейчас проводятся серьезные мероприятия по расширению коммунального хозяйства.
В настоящее время значительно увеличено электроэнергетическая база Томска. Если в 1941 г. мощность электростанции составляла всего 8,5 тыс. кВт, а по котельному хозяйству всего 6,5 тыс. кВт., то сейчас мощность электростанции и блокстанций доведена до 13 тыс. кВт. В настоящее время заканчивается строительство новой ГРЭС мощностью 12 тыс. кВт.
Мощность коммунального водопровода за последние годы значительно расширена. Общая мощность всех водонасосных установок города (включая ведомственные) в настоящее время составляет 26,8 тыс. куб. м. воды в сутки. Однако проблема водоснабжения города еще полностью не решена, и население в ряде мест вынуждено пользоваться водой из реки Томи, Ушайки и других естественных источников, сомнительных в санитарном отношении. Канализации в городе нет.
В Томске имеется 11 бань (в т.ч. 5 коммунальных) единовременной вместимостью на 640 человек.
В неудовлетворительном состоянии также находится дорожно-мостовое хозяйство города. Из 125 км общей протяженности улиц только 38,4 км, или 30,7 проц., мощеные, усовершенствованных тротуаров всего 1,4 км.
Для проведения жилищно-коммунального хозяйства города в порядок в 1944 г. Правительством отпущены Томску значительные средства. Правительством утверждено строительство в городе понтонного моста через р. Томь, трамвая, бани на 50 мест, банно-прачечного комбината, ряда жилых домов, также отпущены средства на проектные работы по строительству водопровода и канализации.
Культурное строительство (С.19-20)
Большим работам, проведенным в области за последние 10-15 лет по хозяйственному ремонту и освоению новых территорий, сопутствовали мероприятия по повышению культурно-бытового обслуживания населения.
За этот период значительно выросла сеть школ, научно-исследовательских учреждений, кинотеатров, выросли новые кадры советской интеллигенции.
Повысилась роль Томска как одного из крупнейших центров Западной Сибири по воспитанию и обучению кадров специалистов для народного хозяйства и культуры.
Школьная сеть области к 1944 году состояла из 1032 начальных, неполных средних и средних школ, в которых обучается свыше 85 тыс. учащихся. Сеть учреждений здравоохранения состоит из 70 больниц на 5,8 тыс. коек, 5 родильных домов, 76 постоянных яслей, 238 фельдшерских, фельдшерско-акушерских и акушерских пунктов,
6 санитарно-эпидемических станций, 7 малярийных станций. В области насчитывается 141 амбулаторное учреждение.
Для культурно-массовой работы среди населения область располагает широкой сетью политико-просветительных учреждений: 1 театр, 26 кинотеатров, 75 кинопередвижек, 17 районных домов культуры, 255 изб-читален, 45 массовых библиотек и 4 музея. Кроме двух краеведческих музеев (в г. Томске и Колпашево), организован музей И.В. Сталина и в с. Нарым, Парабельского района, – место ссылки товарища Сталина и музей в с. Красный Яр Верх-Кетского района – место ссылки товарища Свердлова.
В г. Томске находится 7 высших учебных заведений, в которых обучается свыше 4,5 тысяч студентов. Здесь расположен старинный Томский Университет им. В.В. Куйбышева, электромеханический институт инженеров транспорта, политехнический институт им. Кирова, Медицинский, Педагогический и учительский институты. В г. Колпашево имеется учительский институт.
В области всего 15 техникумов и 8 специальных школ и училищ, с общим количеством учащихся 4,0 тыс. человек. Все техникумы, училища и специальные школы (кроме техникумов потребительской кооперации – г. Колпашево) расположены в г. Томске.
1Томская область. Материалы по природным ресурсам и экономике // Под ред. П.Волкова и Д. Филимонова. Томск.- 1944.- 107 с.