Томский эсперанто-клуб

Самодеятельная культурно-просветительская общественная организация томских эсперантистов, имеющая целью популяризацию и распространение языка эсперанто, а также использование его в международных контактах – туризме, культуре, бизнесе.

Имена первых томичей, занимавшихся изучением эсперанто, стали известны из адресников журнала la esperantisto, составленных основателем языка эсперанто и автора первого учебника по международному языку Лазаря (Людовика) Марковича Заменгофа. В 1892 – это К. Краусефф, в 1893 – А. Нонява,  М. Соколов. Все студенты Томского университета. Первые формы организованного эсперанто-движения возникли также в студенческой среде. В марте 1908 организована группа эсперантистов при Томском технологическом институте под руководством С. Обручева, в дек. 1908 при университете организован студенческий кружок эсперантистов под руководством студента мед. факультета Аполлона Скальского. Члены студенческих кружков вели активную работу по распространению международного языка, организации курсов по изучению эсперанто (в т.ч. благотворительные при Высших женских курсах), выступали с просветительскими лекциями, проводили выставки и ярмарки литературы и сувениров. Только за 1909-1910 было продано около 450 учебников.  Работа студенческих кружков не ограничивалась рамками вузов. Эсперантисты деятельно сотрудничали с другими общественными организациями Томска. Так курсы эсперанто под руководством А. Скальского были организованы при Сибирском обществе инженеров.  Одним из видных  активистов движения стал с 1910 инженер К. Стрижев, кот. читал лекции об эсперанто в Обществе сибирских инженеров и в Обществе  взаимного вспоможения приказчиков. В 1910 два студенческих кружка объединились в эсперанто-группу, в комитет которой вошли активисты из обоих томских вузов – А. Скальский, Ф. Орлов, Калашников, Красин, С. Ашихмин.

В 1911 комитет получил бесплатное место для своей экспозиции на 1-ой Западно-Сибирской  сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставке в Омске, при этом он обратился ко всем  эсперантистам Сибири с приглашением поддержать мероприятие.   Участие в выставке имело огромный успех, только книг было представлено около 700 наименований.  Заказы на литературу стали поступать не только из городов Сибири, но и из деревень. Группы по изучению эсперанто возникли в 1911 в Нарыме (просветители Пшбельский и Гродский),  в Колпашеве, Тогуре и др.

В марте 1912 после длительной работы по регистрации устава в помещении Общества сибирских инженеров состоялось учредительное собрание Томского общества эсперантистов.  Учредителями  общества стали инженеры К.М. Стрижев, И.С. Калиновский, Н.А. Гурьев, профессора Томского университета Ф.К. Крюгер и А.А. Кулябко. В общество  вступило 102 человека. Председателем Общества избран К.М Стрижев, членами комитета — Ф.К. Крюгер, И.С. Калиновский, студенты Г.И. Поляков и В.А. Гурьев. В мае 1912  в Обществе уже состояло 200 человек, и в октябре 1912 городской магистрат выделил ему в бесплатное пользование помещение  в городском училищном доме (Гоголевский дом) для проведения курсов и собраний.   Интерес к эсперанто наблюдался и среди сельской интеллигенции. В 1913 в с. Петухово Томского уезда с приездом туда эсперантиста  священника И. Серышева, в будущем известного востоковеда,  начались занятия по изучению  языка эсперанто. В этой работе активно проявил себя местный врач Сыромятников.

В годы первой мировой войны, революционных событий и гражданской войны эсперанто-движение в Томской губернии пошло на спад и вновь оживилось с восстановлением советской власти (декабрь 1919). Оно перестало быть политически нейтральным, т.к. РКП(б) лояльно отнеслась к  пропаганде эсперанто, увидев в нем одно из эффективнейших средств в борьбе за победу мировой пролетарской революции. При Томском горотделе наробраза организована секция эсперанто для подготовки введения обучения языку в школах. Планировались специальные курсы для школьных преподавателей. При Томском обществе начал работу клуб, который базировался в здании по пер. Монастырскому, 4.  В Клубе читались лекции, устраивались чтения, литературные вечера, работала библиотека. В марте 1920 при Томском обществе эсперантистов была создана коммунистическая секция. В 1920 г. ряды томских эсперантистов пополнились за счет военнопленных. А венгерская секция при губкоме партии стала инициатором создания особой коммунистической организации эсперантистов – ЭСКИ (Эсперантская Секция  III Коммунистического Интернационала). Активистами ЭСКИ были венгерские интернационалисты Б. Бабош, А. Келеман, К. Пап и др. На здании, в котором располагался Совет военнопленных депутатов по пр. Ленина, 65 была установлена мемориальная доска с надписью на русском языке и  эсперанто: «Вечная память изгнанникам в Сибирь  имп. войной, героически павшим  за мировую соц революцию. Венгерская секция.1921 год».

В то же время под эгидой беспартийного Общества эсперантистов были открыты  курсы при профсоюзе печатников, в клубе работниц, на Курсах комсостава, в интернациональной ВОХр и др., с коммунистами во главе. На некоторых курсах преподавание велось т.наз. прямым методом, т.е без использования русского языка, что было под силу только квалифицированным преподавателям. К середине 1920-х годов движение снова пошло на спад, хотя эсперантистская деятельность не прекращалась, проводились курсы  в Сибирском технологическом институте, в вечерней школе для взрослых, в школе им. Октябрьской революции и др.  Некоторое оживление работы Общества в 1925 связано  с  именем А. Попова — эсперантиста и музыканта.

В 1930-ые  в связи со сталинскими репрессиями движение эсперантистов в стране прекратилось на долгие годы, оно начало возрождаться только со второй половины 1950-х. В 1960-х  в Томской обл. эсперанто изучали одиночки-энтузиасты

Организованные формы эсперанто-движение в Томске приняло с образованием Ассоциации советских эсперантистов (АСЭ, март 1979). В феврале-марте 1979 студент ТИАСУРа А. Гулидов инициировал при институте курсы по изучению эсперанто, в работе которых принял активное участие  аспирант ТГУ Александр Шляфер.  В мае 1979  выпускники курсов и ряд энтузиастов – студентов и молодых сотрудников томских вузов объединились в Томский эсперанто-клуб под председательством А.З. Шляфера. Основной целью клуба являлась пропаганда, распространение международного языка и организация его изучения.  Регулярные собрания клуба первоначально(1979) проводились в  Доме ученых, там же хранилась клубная библиотека. В 1980 администрация факультета автоматики и электромеханики ТПИ (декан Ю.П. Похолков, секретарь п/о В. П. Петрович) выделили помещение для работы клуба в общежитии на Вершинина, 37.  В 1981  при содействии секретаря комитета ВЛКСМ ТПИ В. Подкатова клуб получил официальный статус под названием Томский межвузовский клуб интернациональной дружбы «Эсперанто» при комитете ВЛКСМ ТПИ.  К этому времени количество членов клуба достигло 150. В 1985  под руководством Г. Басова начал работу филиал клуба в Академгородке в помещении клуба «Горизонт».

Основными направлениями деятельности была  учебно–методическая, культурно-массовая и  агитационная работа, установление и расширение международных контактов (в основном, с соц. странами). Проводились слеты эсперантистов, выпускалась клубная газета, организовывались выставки, радиопередачи, концерты.

По инициативе клуба в течение ряда лет (с сент. 1979)  курсы эсперанто проводились на кафедре иностранных языков ТГУ, а также при обществе «Знание» (с 1982). Обучение велось в две ступени – с начальным и углубленным изучением языка, работал вечерний эсперанто-университет и семинар преподавателей эсперанто. Деятельность клуба регулярно освещалась в местных и зарубежных СМИ, в информационном бюллетене АСЭ.  В 1982 Томский клуб занял 2 место по результатам всесоюзного межклубного соревнования  1981/1982., тогда же  А. Шляфер избран членом правления АСЭ.

Одной из форм расширения контактов и обмена опытом для советских эсперантистов  было участие в традиционных слетах. Как правило, ежегодно проходило 2 всесоюзных слета и несколько региональных. Томский клуб не только активно участвовал практически во всех слетах,  но и явился организатором нескольких слетов в Томске.  В мае 1981,  1986, 1988  в Томске проходили 35-й, 42-й и 44-й слеты эсперантистов Сибири и Дальнего Востока (OSER), в 1990 – региональный слет «Мир, культура, человек».  В 1986 и 1992 в Томске проходили литературные уик-енды с участием иногородних гостей.  Последний был посвящен 5 –летию выхода газеты «Аktuale», которая издавалась в 1987-1996 активистом клуба В. Мининым. В 1992-1993 в Томске издавался международный журнал «Spektro», под ред. А. Бирюлина. В 1992 и 2000 клуб стал организатором  эсперанто-лагерей с участием эсперантистов со всей страны.

В условиях ограниченных возможностей выезда за рубеж и более активного участия в мировом движении эсперанто руководство Томского клуба находило пути выхода на международный уровень работы. Так, в 1986 Томский театр кукол «Скоморох» подготовил на эсперанто в переводе А. Шляфера свой спектакль «Русская соль». Спектакль был показан на региональном слете в Томске, на международной конференции в Волгограде, а в 1987 на международном фестивале кукольных театров «PIF» в Загребе (Хорватия), где он получил первый приз за качество использования языка  (все спектакли проходили на эсперанто).

С конца 1980-х, когда зарубежные контакты стали более доступными, томские эсперантисты  были постоянными участниками зарубежных акций, конгрессов, приглашали зарубежных гостей к себе. В 1990-2000-ых в Томске побывали эсперантисты из Франции, Германии, Швеции, Норвегии, Великобритании. Томичи принимали участие во Всемирных конгрессах в Будапеште (1983),  Пекине (2004) , Вильнюсе (2005).

Клуб продолжает свою деятельность под председательством (с 2000.г.) А. Бирюлина. Он объединяет томичей, владеющих, изучающих или поддерживающих язык эсперанто. Основное направление деятельности – применение эсперанто для международных контактов, в области путешествий и туризма работает молодежная секция клуба.

А. Бирюлин, Г. Кан

Лит.:  Устав Томского общества эсперантистов, Томск. — 1912. 11 с.;  La ondo de Esperanto, №1, 1912;

А. Гулидов. Эсперанто-язык дружбы //Молодой ленинец. — 1978. – 13 апр.;

А. Шляфер. Говорим на эсперанто //Молодой ленинец. – 1979. – 29 сент.;

В. Образцов. На языке дружбы //За медицинские кадры. –1981. – 22 сент.;

А. Бирюлин.На всесоюзной конференции эсперантистов //За кадры. – 1982. – 28 апр.;

Наш город родной [сост. Чугунов М.И., Соловьева В.А.,]. – Новосибирск. -1982;

А. Бирюлин. А. Шляфер. Об опыте учебно-методической работы и преподавания эсперанто в Томске // Информационный бюллетень АСЭ. — №1-2. – Москва.-1982;

Б. Бережков. Чу ви паролас эсперантон? [интервью с А. Шляфером] // Красное знамя. –  1988. 19 мая;

Е. Назарова. Любовь, путешествия и эсперанто //Томские новости. – 2006.- 9 февр.