Мейерхольд Ирина Всеволодовна, актриса

(9.5.1905, г. Пенза – 21.11.1981, Ленинград), актриса, режиссер, педагог, дочь и ученица репрессированного в 1939 г. режиссера-новатора Вс. Мейерхольда.

Детство и юность прошли в  Петербурге и Москве. Отец оставил семью в 1921, женившись вскоре на З. Райх. Именно с 1921 начался трудовой стаж М. Работала делопроизводителем в Центропечати (Москва), одновременно поступила учиться в Государственные высшие режиссерские мастерские (ГВЫРМ), которые позже влились в ГИТИС. На  курсе Вс. Мейерхольда по классам актерского мастерства и режиссуры училась вместе с С. Эйзенштейном, С. Юткевичем, Л. Свердлиным, Э. Гариным, М. Штраухом, Н. Охлопковым. Одновременно с учебой и позже преподавала сценическое движение в театрах Москвы, Ленинграда (биомеханику – как метод актерской игры по системе Вс. Мейерхольда), играла в спектаклях театра Мейерхольда под псевдонимом «Ирина Хольд».

ГИТИС окончила в 1927 г. с присвоением специальности педагога сценического движения, актрисы и режиссера. В 1929 г., вынужденная заботиться о детях умершей сестры, переехала в Ленинград. В 1930-1934 работала режиссером в Красном театре, в 1934-1941 преподавала в Ленинградском институте сценических искусств (основная работа). В то же время вела учебную и режиссерскую работу в театрах Ленинграда, на Госэстраде, киностудиях «Ленфильм», «Белгоскино». В 1939 командирована в Казахстан, в 1941 г. – в Осетию, где ею на основе трупп, подготовленных совместно с мужем – актером и театральным педагогом В.В. Меркурьевым, были созданы национальные театры.

Дочери: Анна (1935),  Екатерина (1940). В 1939  взяли на воспитание троих детей репрессированного брата В.В. – Петра Васильевича Меркурьева. С началом Великой Отечественной войны семья в 10 человек эвакуировалась вместе с Ленинградским драматическим театром им. Пушкина, в котором служил В.В. Меркурьев, в г. Новосибирск. М. предоставили в театре должность режиссера по шумовому оформлению, кроме того, она вела военно-шефскую работу в Доме Красной Армии, за что имела благодарность политуправления Сибво. В июне 1942 вместе с мужем командирована в качестве режиссера в г. Колпашево (тогда Новосибирской обл.) для оказания шефской помощи в создании Нарымского окружного драматического театра. Жили по ул. Дзержинского, 14. Зимний сезон 1942/43 театр работал в р.п. Каргасок, в мае  1943 г. вернулся в Колпашево. Здесь родился сын Петр – впоследствии известный музыковед, журналист, актер. В Нарымском крае М.  проделана большая работа по обучению творческого коллектива театра актерскому мастерству, пропаганде театрального искусства, организации культурного обслуживания населения. М. фактически была  художественным соруководителем театра, работая бок о бок с В.В. которому это дело было поручено официально. Ею поставлены спектакли по пьесам А. Островского «Поздняя любовь», К. Симонова «Русские люди», Финна «Петр Крымов», А. Гладкова «Давным-давно». Спектакли проходили с полным аншлагом и тепло принимались зрителями.

С окончанием годичного срока командировки семья М. вернулась осенью 1943 в Новосибирск, по пути побывав в Томске в гостях у директора Ленинградского театрального института Н.Е. Серебрякова. В Новосибирске в 1943-1945 М. работала в Кривощековском самодеятельном театре, где поставила спектакль по пьесе А.Я. Бруштейн «Тристан и Изольда». В июне 1945 г. выехала с детьми в Ленинград (В.В. реэвакуировался с театром в Ленинград осенью 1944).

После войны М снова  работала режиссером, преподавала в Ленинградском  театральном институте, где имела вместе с мужем свою мастерскую. В 1945-1948 гг. они подготовили труппу молодых актеров, вывезенных из Новосибирска, и создали на базе этого выпуска театр в Выборге. М также руководила самодеятельной драматической студией при Дворце культуры им. Кирова. Но дальнейший этап жизни М. был драматичен, т.к. её в 1947 как дочь «врага народа»  уволили со всех работ, и в течение 12-ти лет она оставалась без любимого дела, вплоть до реабилитации отца. В 1959 была принята руководителем театра-студии Дворца культуры им. Горького, периодически работала в драматическом театре им. Пушкина (в «Александринке»), где были осуществлены ею постановки нескольких спектаклей, успешно шедших на сцене театра многие годы.  Продолжила с 1960, вместе с М-ым, педагогическую деятельность в театральном институте (с 1962. Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии). В 1975 на студии «Лентелефильм» сняла документальный фильм «Василий Меркурьев». В 1978  поставила свой последний спектакль «Рембрандт» по пьесе Д. Кедрина, где главную роль должен был играть М-ев., но уже не смог (ум. в 1978). М. похоронена на Волковском кладбище в некрополе «Литераторские мостки». Декан института С.П. Кузнецов сказал на её похоронах: «Дочь гения, жена таланта, Ирина Всеволодовна сама была крупным художником, незаурядной личностью, красивым человеком».

Г.И. Кан

Соч.: И.В. Мейерхольд. Вместе с Меркурьевым. Воспоминания //Василий Васильевич Меркурьев. Сборник статей и воспоминаний. М.-ВТО.-1986

Лит.: ОГУ ЦДНИ ТО. Ф.206. Оп.1. Д.737.

П. Меркурьев-Мейерхольд. Сначала я был маленьким. Книга о родителях. Издательство «Алгоритм». – 2001.

В. Макшеев. «Имею семью из десяти человек…»: Василий Меркурьев и его жена Ирина Мейерхольд в г. Колпашево//Томск magazine – Томск. – 2007. -№3(22). С.52-53.

Г. Степанова. Меркурьев, внук Мейерхольда (интервью с П.В. Меркурьевым-Мейерхольдом)//Совершенно секретно. – 2007.- №9(220)

С. Окман. Пока билось сердце (интервью с Анной Васильевной Меркурьевой)//Вести. – Спб. – 2004. – 6 апр.

гл. хранитель ЦДНИ ТО, Кан Г. И.