Был ли в Томске в эвакуации иридиево-платиновый килограмм?

Провинциальный Томск военной поры принял на время эвакуации не только ряд заводов союзного значения, но и несколько учреждений правительственного уровня. Такими были Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР – прообраз будущего Министерства культуры СССР; Всесоюзный комитет по делам высшей школы, Комитет по физической культуре и спорту при Совнаркоме СССР. Мало изучен томский период деятельности не только названных учреждений, но и Ленинградского театрального института, Всесоюзного института экспериментальной медицины и других организаций.

О том, что они находились в Томске, известно, в основном, из газет и от очевидцев. Документы «не осели» в Томске потому, что эти структуры не входили в состав Томского горисполкома и не были ему подотчетны. Часть информации была засекреченной, ведь о том, какие культурные сокровища были в эвакуации в Томске и Новосибирске, тогда не говорили и мы узнали об этом совсем недавно.

Однако, решая проблемы питания и обеспечения жильем своих сотрудников, размещения предприятий в городских зданиях, руководители этих структур неизбежно должны были вступать в контакт с томскими советскими и партийными органами, – ведь именно они распределяли карточки, предоставляли помещения и т.д. В эвакуированных учреждениях продолжали существовать первичные партийные организации, и уж они-то, – парадокс той поры, – подчинялись томским горкому и райкомам. Поэтому мы можем, как говорят историки, на основании косвенных (партийных) источников документировать деятельность эвакуированных учреждений в Томске.

Только три документа – обращения в горком ВКП (б) сохранилось о пребывании в Томске подразделений Комитета по делам мер и измерительных приборов при Совнаркоме СССР [1]. Как важна была деятельность метрологов в стране, промышленный потенциал которой рос в годы войны не по дням, а по часам; как важно было, чтобы детали, сделанные на одном заводе, «ложились как родные» в механизмы, собираемые на других заводах! Система мер, эталонов, поверка измерительной аппаратуры – главнейшая составляющая этого процесса.

До войны в стране была создана стройная система службы мер и весов. В общих чертах она состояла из трех уровней: руководящим органом был Комитет по делам мер и измерительных приборов; ему подчинялись Научно-исследовательские институты, изучающие меры и хранящие эталоны; практической работой на местах, т.е. поверкой измерительной аппаратуры, занимались региональные управления. НИИ, специализировавшиеся в области метрологии, находились в Ленинграде, Москве, Харькове. Ленинградский Всесоюзный НИИ метрологии хранил государственные эталоны единиц длины (платино-иридиевый метр), массы (платино-иридиевый килограмм), времени (группа из четырех астрономических часов), эталон частоты электрического тока, индуктивности, напряженности магнитного поля и магнитного потока, светового потока, силы света и т.д.

В 1941–1942 гг. эвакуация подразделений службы мер и весов из этих городов привела к тому, что в Томске оказались работники и оборудование ведущего института страны в области метрологии – Всесоюзного научно-исследовательского института метрологии, а также сотрудники двух Государственных институтов мер и измерительных приборов – харьковского и московского. Судя по всему, они оказались в Томске в разное время. Объединенные на период эвакуации, в Томске они влились в один институт – Государственный институт мер и измерительных приборов (ГИМИП). Этой организации для размещения были выделены два этажа и часть полуподвала в небольшом здании на пл. Соляной, 11. Низ здания приходилось делить с одной из городских столовых. Теснота привела к тому, что директор института П. Агалецкий обратился в горком ВКП (б) с просьбой о предоставлении ему всего здания, аргументируя это тем, что у него нет возможности надлежащим образом разместить хранимые эталоны и точную аппаратуру – они должны были находиться в сейсмически устойчивых помещениях, часть из них – в надежных подвалах.

Директор пишет: «Наличие посторонней организации в полуподвальном помещении здания лишает институт возможности установить массивную точную аппаратуру, требующую под собой устойчивых фундаментов как, например, 3-х метровую концевую машину (единственная в Союзе), группа эталонных весов, группа астрономических часов и др. Нет возможности устроить сейсмически устойчивый, термоконстантный часовой подвал для службы времени, нет помещения для термостатной комнаты, в которой необходимо установить интерфероментры, обслуживающие точное машиностроение» [2].

Будучи в Томске, институт осуществлял деятельность во всех направлениях метрологической службы – вел исследовательскую работу, оказывал техническую помощь в упорядочении измерительного хозяйства предприятий, проводил поверочную работу на предприятиях Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока; в промышленных центрах открывал временные лаборатории по обслуживанию промышленных предприятий [3].

В штате «объединенного» института было 40 человек, из них 3 профессора, доктора технических наук; 7 кандидатов наук; 14 квалифицированных научных сотрудников и инженеров. Еще 20 государственных поверителей были в ведении Института, обслуживая Управление Уполномоченного Комитета по делам мер и измерительных приборов при Новосибирском облисполкоме[4].

В Томске при институте находилось девять лабораторий – электроизмерительная; теплоизмерительная; мер длины; мер массы; манометрическая; расходомерная; времени; механическая; радиотехническая; фотометрическая. Все лаборатории располагали ценным уникальным оборудованием, эвакуированным из Москвы, Харькова, Ленинграда[5].

Особенно сложно было с установкой и оборудованием нескольких приборов и эталонов: 3-х метровой концевой машины, единственной в стране; группы эталонных весов; часового павильона для группы астрономических часов; не было возможности для оборудования часового подвала для службы времени; нужны были условия для установки приборов, обслуживающих точное машиностроение.

Ленинградцы, сотрудники ГИМИПа, были эвакуированы в Томск в августе 1942 г., пережив страшную блокадную зиму [6]. Томская зима 1942-1943 гг., когда ГИМИП работал в Томске, тоже была не из легких – без тепла, со скудным пайком, в тесноте. Но, описывая трудности, с которыми столкнулся институт, П. Агалецкий не жалуется. Годовой план 1942 г. по поверочной работе на промышленных предприятиях был значительно перевыполнен еще в начале ноября [7]. Директор просит для размещения эталонов и приборов освободить подвал и немного помочь со стройматериалами, водой и электричеством, чтобы сделать текущий ремонт здания, построить астрономический павильон, оборудовать часовой подвал, сделать фундаменты под 3-х и 1-метровую измерительные машины, под 4 штуки эталонов весов, отремонтировать другие необходимые помещения[8]. Для сотрудников, переживших ленинградскую блокаду, просит пересмотреть паек, – иначе, говорит человек, привыкший иметь дело с приборами, «они выбудут из строя» [9].

На основании его письма мы знаем, что в задачи томского ГИМИПа, составной частью которого стал Всесоюзный институт метрологии, хранитель государственных эталонов веса, меры, времени и других единиц, входило «активное хранение государственных эталонов». Выходит, иридиево-платиновые эталоны веса, эталон времени и другие жизненно важные для страны единицы мер хранились во время войны на площади Соляной, в старом невзрачном, но очень устойчивом здании.

Использованные источники:
1. ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 3. Д. 244. Л. 1-9.
Ф.80. Оп. 3. Д. 73 Л. 61. или далее. (СФТИ , Кузнецов о лаборатории Комитета по делам мер)
Комитет по делам мер – государственный орган, созданный для обеспечения единообразия, верности и правильного применения мер и измерительных приборов во всех отраслях народного хозяйства СССР.
Служба и мер и весов – это единая система научных и контрольно-поверочных учреждений. Руководящим органом был Комитет по делам мер и измерительных приборов, в его ведении были научные институты и региональные управления. Ведущим институтом являлся Всесоюзный НИИ метрологии и два государственных института мер и измерительных приборов (ГИМИП) в Харькове и Москве. Региональные Управления мер и измерительных приборов занимались поверкой инструментов и приборов.
Единая служба мер и весов имеет важное значение для народного хозяйства, науки, техники. Точные меры и измерительные приборы необходимы в промышленности, они способствуют борьбе с непроизводительными потерями, повышению качества продукции, правильному учету и расходованию материальных средств, сырья, топлива и энергии. В задачи службы мер и измерительных приборов входит хранение и воспроизведение эталонов всех единиц измерений.
Через свои местные органы служба осуществляет государственную поверку всех выпускаемых и находящихся в применении в народном хозяйстве мер и измерительных приборов, и государственный надзор за ними.
[1] ЦДНИ ТО. Ф.80.Оп.3. Д.244. Л. 1-7.
[2] Там же. Л. 3.
[3] Там же. Л. 2.
[4] Там же. Л.2
[5] Там же. Л.2.
[6] Там же. Л.3.
[7] Там же. Л.7.
[8] Там же Л. 5.
[9] Там же Л.3.

зам. директора ЦДНИ ТО, к.и.н., Приль Л. Н.