Зариф Гайсин как идеолог национального образования

Зариф Сафич Гайсин (10.01.1884-?) – фигура, хорошо известная томским исследователям. Он упоминается в трудах томских историков и этнографов как один из лидеров развернувшегося в 20-30 гг. ХХ в. национально-культурного строительства Сибири (Октябрьская И.В., 1995, С. 77-78, 98;  Тучков А.Г., 1996, С. 165-190). Будучи заметной персоной в томском, а затем и новосибирском руководстве, он исчез после процесса о татарских националистах и, возможно, до сих пор не реабилитирован. Во всяком случае, сведения о его дальнейшей судьбе отсутствуют.

В этой ситуации тем более интересным является один из немногочисленных сохранившихся концептуальных документов, подготовленных З. Гайсиным. Он дает представление о личности этого человека; о складе его ума; о целях, к которым он стремился в области национального образования; о том, какой он видел систему государственного национального строительства. Эти особенности документа подтолкнули к полной публикации текста доклада, прозвучавшего на совещании татаро-киргизских работников при агитационно-пропагандистском отделе Сибкрайкома ВКП (б). Необходимость публикации также связана с тем, что названный доклад – лишь один из имеющегося  в ЦДНИ ТО массива документов, посвященных проблеме национально-государственного строительства в 20-30 гг. ХХ века. Приходится констатировать, что при всей актуальности этой темы, исследователи пока еще редко обращаются к документам нашего архива.

В выявленном документе З. С. Гайсин очерчивает круг проблем, связанных с получением образования татарским и казахским (тогда говорили – киргизским) населением Сибири. Он четко прописывает проблемы современной ему ситуации, существующие задачи и условия их реализации, разделяет задачи на ближние, тактические, и дальние, стратегические;  выстраивает вертикаль от дошкольных учреждений (национального детского сада)  до вуза. Работу по ликвидации безграмотности он предлагает проводить, не ломая, а учитывая  социокультурное своеобразие татаро-киргизского населения.

Датировать документ можно в интервале 1925-1926 гг., исходя из того, что З.С. Гайсин в п. 10 своего доклада говорит, как о свершившемся факте, об открытии татарского педтехникума (начало 1924 г.), а 1928 г., когда техникум сделает первый выпуск татарских учителей, упоминает  как отдаленную перспективу.

Следует упомянуть также, что этот небольшой документ затрагивает и такой момент национальных отношений, как практика межкультурной коммуникации. В п.31 доклада речь идет о том, что в рабочих районах, где татарское население составляет меньшинство, нецелесообразно создавать самостоятельные клубы для татар. Более разумно, считает З.Гайсин, организовать красные уголки с литературой и газетами на родном языке.

С точки зрения сегодняшнего дня, нашим современникам многие положения его доклада могут показаться привычными, поскольку они давно и хорошо отработаны. Однако, нам необходимо воздать должное незаурядной личности, разработавшей концептуальные основы в области национально-культурного строительства Сибири, и оставившему след как в теории, так и в практике национального образования.

Из области археографии публикуемого документа: сохранено авторское  название выявленного текста, исправлены погрешности текста – пропущенные слова даны в квадратных скобках. Значения сокращенных слов и специфических терминов эпохи приведены в подстрочнике.

ДОКЛАД З. С. Гайсина на совещании татаро-киргизских работников при агитационно-пропагандистском отделе Сибкрайкома ВКП (б)

[1926 г.]
[Новосибирск]

  1. В связи с хозяйственным подъемом и политическим ростом широкой массы трудящихся, растут и культурные запросы их.
  2. Наряду с этим, в условиях районирования Сибири и переходного периода от прежней стихийности к плановому хозяйству, к индустриализации сельского хозяйства и промышленности, что сопряжено с колоссальной затратой энергии сил и средств, культурные запросы широкой массы трудящихся не могут быть удовлетворены полностью.
  3. Советское просвещение, в отличие от буржуазного, ставит своей задачей обеспечить в первую очередь школой детей рабочих и крестьян.
  4. Исходя из этих основных предпосылок, мы должны рассмотреть вопросы о поднятии культурного уровня отсталого татаро-киргизского населения Сибири.
  5. Существующая сеть школ, пунктов ликвидации безграмотности и изб-читален для татаро-киргизского населения была недостаточной по количеству и неудовлетворительной по качеству (см. в Приложении)
  6. Несмотря на недостаточность сети массовых учреждений для татаро-киргиз Сибири, в текущем учебном году наблюдались случаи закрытия существующих школ, ликвидационных пунктов и т.д., необходимо принять [меры] к закреплению и упорядочению существующей сети.
  7. Кроме того, учитывая то, что дети татаро-киргизского населения, в силу культурно-бытовых особенностей, ограничены в правах, допущено постановлением ВЦИКа обучение детей школьного возраста к мусульманскому вероучению, и что муллы пользуются отсутствием школы и политико-просветительных учреждений, [поэтому] необходимо добиваться расширения сети массовых учреждений, в первую очередь школы, с расчетом охвата возможно больше детей школьного возраста.
  8. В силу исторических причин, татаро-киргизское население не располагало и не располагает квалифицированной силой учительства и политпросвет-работников, что и служит основной причиной неналаженности работы.
  9. Перед нами во всей своей остроте стоял и стоит вопрос о срочной подготовке трудовой татаро-киргизской интеллигенции, без которой население беспомощно и не может выйти на широкий путь Советского строительства.
  10. Учитывая это, несмотря на хозяйственную разруху, еще в 1922 г. был поставлен вопрос о безотлагательной необходимости организации специально-татарского педтехникума в г.Томске, который был открыт в начале 1924 г. На получение учителя оттуда мы можем рассчитывать лишь в 1928 г.
  11. Для наличного кадра учительства татаро-киргиз [необходимо] практиковать краткосрочные летние курсы по переподготовке, добиваясь охвата всех учителей татаро-киргиз.
  12. В конце 1923 г. было организовано татаро-киргизское отделение Совпартшколы в г. Томске, каковое дает возможность поднять образовательный уровень курсантов и перейти в основные группы партшколы.
  13. Начиная с 1924 г. в Омске организовано татаро-киргизское отделение Рабфака, через посредство которого татаро-киргизская молодежь имеет возможность продвигаться в основные группы Рабфака и ВУЗ.
  14. В отношении же школ 1-й ступени татаро-киргиз нельзя не отметить, что [они] до самого последнего времени, в силу слабой квалификации учителей, были крайне разнообразны, как в объеме прохождения программы для школ 1-й ступени, так в объеме формальных навыков и знаний. Курсы по переподготовке дали возможность составить рабочий план и, до некоторой степени, выправить линию работы в школе.
  15. Вторым недочетом в школе является недостаток учебников и учебных пособий на родном языке. Учителя татаро-киргиз пользуются материалами на русском языке путем перевода на родной язык. Необходимо обратить внимание и на то, что учебники на нацмен [1] языке дороже в 2-3 раза, чем на русском языке, отсюда необходимость увеличения отпуска средств на учебники в достаточном размере.
  16. На дошкольное воспитание совершенно не обращено внимания. На всю Сибирь существует один детсад в г. Томске и в некоторых рабочих районах (Анжеро–Судженск) практикуются детские летние площадки. Учитывая то обстоятельство, что в силу экономической отсталости татаро-киргиз, дети их с раннего возраста вовлекаются в хозяйство как рабочая сила, считать тем более необходимым развертывание дошкольных учреждений: детсадов, летних площадок и т.д.
  17. Детсад в Томске должен служить как опорно-инструктивный. Принять меры к использованию опыта означенного сада.
  18. Ввиду того, что школы татаро-киргиз возникли лишь с Октябрьской революции и население сравнительно бедное, школы ютятся в крестьянских избах и землянках, считать первоочередной задачей проведение капитального ремонта, постройки новых школьных помещений, для чего принять меры к изысканию средств, о бесплатном отпуске леса и т.д.[2]
  19. Политпросвет работа по тем же историческим причинам и культурно-бытовым особенностям татаро-киргиз развита крайне слабо. Существующая сеть изб-читален, ликпунктов[3] и красных уголков далеко недостаточна; в ближайший период необходимо расширить сеть, принять меры к обеспечению литературой, журналами, газетами как на родном языке, так и на русском. Ввиду дороговизны  литературы на родном языке, средства должны отпускаться в достаточном размере.
  20. В избах-читальнях, учитывая квалификацию избачей татаро-киргиз, считать практически целесообразной организацию возможно меньшего количества кружков: 1) сельско-хозяйственный, 2) обществоведческий, 3) драматический, 4) рекомендовать организацию военного уголка. И, наконец, справочный стол может быть организован лишь при наличии хорошо подготовленного избача, соответствующей литературы и т.д.
  21. В виду наблюдаемых случаев заполнения изб-читален исключительно комсомольцами и беспартийной молодежью, необходимо принять меры к вовлечению взрослого населения и в виде опыта, установить – один день для женщин-мусульманок
  22. Ликвидационный пункт организуется не на родном языке, по желанию ликвидируемых свою неграмотность, может быть допущено и преподавание русского языка.
  23. Учитывая бытовые особенности татар в ликвидационных пунктах в деревнях, считать целесообразным женщин-мусульманок выделить в особую группу.
  24. Для киргиз считать целесообразным организацию передвижных ликпунктов.
  25. Принять меры к развертыванию инструктивных ликвидационных пунктов для татар и киргиз, разверстанных по округам за счет ВЧК лб [4] .
  26. Считать своевременным возбудить ходатайство о создании кино-фильмы для татаро-киргиз по сюжету, соответствующему их бытовым особенностям.
  27. Отсутствие школ повышенного типа для татаро-киргиз, ввиду плохого усвоения языка, мешает возможности продвижения молодежи в средние профессионально-технические учебные заведения, поэтому считать необходимым существующую в Омске семилетку закрепить. В г. Томске пятигрупповую татарскую школу [выпущено слово], Иркутске, Новониколаевске, в Таре развернуть семилетку и создать условия доступа в указанных школах для обучения детей крестьян и рабочих. Положение об организации означенных семилеток разработать Совнацмену СИБОНО[5].
  28. Считать неотложным организацию ШКМ[6] для татар в округах: Томском, Барабинском, Тарском и Иркутском и для киргиз в округах: Омском, Славгородском. Совнацмену СИБОНО разработать вопрос об организации ШКМ.
  29. В рабочих районах дети рабочих татар слабо вовлекаются в школы, ВУЗы и Горпромуч [7], ввиду слабой их подготовки; считать необходимым разработать мероприятия по вовлечению их в означенные учебные заведения.
  30. В городах, при домах крестьянина [8], обслуживающих и татаро-киргизское крестьянство, до сего времени не обращено внимания на обслуживание их специфических интересов. Необходимо поставить вопрос об организации специальных уголков, снабдив литературой и газетой на их родном языке.
  31. В рабочих районах со смешанным населением, где татаро-киргизы составляют меньшинства, при клубах и библиотеках считать необходимым организацию красных уголков, снабжая их соответствующей литературой и газетой на родном языке. Создание же самостоятельных клубов считать нецелесообразным.
  32. В отношении руководства работой этих красных уголков, заведывающие последними пользуются общими положениями и проводят свои работы применительно к бытовым особенностям.
  33. Ввиду наблюдающихся до сих пор случаев несогласованности в работе между учительством, политпросвет-работниками и партийцами, работающими при партшколах и комсомолах, в дальнейшем необходимо установить полную увязку в работе, не вмешиваясь непосредственно в практическую работу работников ОНО.

Приложение п.5.: «Общие ориентировочные данные по статистике».

ЦДНИ ТО. Ф. 78. Оп. 1. Д. 359. Л. 39-42. Копия. Машинопись.

[1] нацмен – сокращенно от «национальное меньшинство».
[2] Так в документе.
[3] Ликпункт – пункт ликвидации безграмотности.
[4] Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.
[5] Отдел советских национальных меньшинств при Сибирском краевом отделе народного образования.
[6] Школа крестьянской молодежи
[7] Городское промышленное училище
[8] Дом крестьянина (дом колхозника) – заезжий дом, где останавливались крестьяне, приехавшие в город по делам.

Л. Н. Приль