Справка о Томском государственном педагогическом институте за годы Великой Отечественной войны

12.01.1945 г.

I. Общая историческая справка о довоенном прошлом Пединститута

Томский государственный педагогический институт организован в 1930 г. как педагогический факультет Томского государственного университета с четырьмя отделениями: литературным, физическим, математическим и химическим.

Осенью 1931 г. Педфак ТГУ был выделен в самостоятельный педагогический институт с тремя факультетами – литературным, физико-техническим и химико-технологическим. В 1932-33 учебном году институт развертывается в вуз с шестью факультетами – литературным, химическим, физико-математическим, историческим, экономическим и школьно-педагогическим. В 1933 г. происходит первый выпуск института (по трехлетнему курсу обучения) – 20 человек – преподавателей литературы средней школы, рабфаков и техникумов. Следующий выпуск 1934 г. производится уже по четырехлетнему курсу обучения и состоит из 53 преподавателей химии, физики и математики. 

Всего за 11 довоенных лет из стен очного института вышло свыше 1140 квалифицированных педагогов и 590 человек из стен заочного отделения.

В предвоенные годы Пединститут существует в составе пяти факультетов: исторического, литературы и языка, естественных наук, физико-математического и иностранных языков (с двумя отделениями английского и немецкого языков).

Предвоенные годы были годами наибольшего расцвета Пединститута.

II. Основные изменения, произошедшие в вузе во время войны

1. Уменьшение студенческого состава

В период войны институт претерпел большие изменения в количественном составе студентов. Уменьшение студенческого состава объясняется, во-первых, переводом института в 1941 г. на трехлетний курс обучения; во-вторых, ликвидацией в 1941/42 г. I и II курсов исторического факультета и I курса физико-математического факультета; в-третьих, закрытием в том же году Учительского института; в-четвертых, сокращением и недовыполнением нового приема студентов в военные годы. В частности, план приема 1944 г. выполнен далеко не полностью: вместо 300 человек принято на I курс лишь 200 человек.

2. Сокращение выпусков

Соответствующим образом шло и сокращение выпуска учителей. Объясняется это общим уменьшением студенческих контингентов. Отсутствие выпуска на очном отделении в 1942/43 г. есть результат перевода института вновь на четырехлетний курс обучения.

3. Улучшение профессорско-преподавательских кадров

Рост высококвалифицированных научных кадров за годы войны находит свое объяснение в следующем: 

В 1941 г. в Томск прибыло много эвакуированной профессуры и доцентов из Москвы и других крупных научных центров: профессор Я.П. Беркман (кафедра химии), профессор П.К. Рашевский (кафедра математики), профессор С.М. Брейтбург (кафедра литературы), профессор Э.Н. Ярошевский и А.И. Неусыхин (кафедра истории), профессор А.П. Дульзон (кафедра немецкой филологии).

Прибывшие крупные ученые заняли кафедры института, до тех пор занимавшиеся зачастую людьми без научных степеней и званий. Одновременно старые кадры института, не имеющие степеней и званий, не были распущены. Они стали учиться у опытных профессоров и в первые же годы войны в вузе имело место невиданно большое в истории Томского педагогического института количество защит кандидатских диссертаций. Так, за все довоенное существование вуза (с 1930 г. по 1941 г.) его работниками было защищено лишь 4 кандидатских диссертации, а за три первые года войны 11 кандидатских диссертаций. Таким образом, даже реэвакуация московских и других научных работников в известной степени не ухудшила научного состава института.

III. Учебный процесс

Педагогический процесс протекал на протяжении всех лет войны довольно ровно, несмотря на все трудности, пережитые вузом. Ежегодно, согласно установленному графику, проходила педагогическая практика студентов института в школах города. 

За годы войны произошло снижение в качестве подготовки специалистов. Оно сказывается в следующих основных моментах: во-первых, все приемы военных лет проходили при полном отсутствии конкурса и даже до последнего года без вступительных экзаменов, что не позволяло сделать какого бы то ни было отбора принимаемых. 

Во-вторых, несмотря на достаточно квалифицированный профессорско-преподавательский состав, все же следует заметить, что ряд дисциплин из года в год ведется далеко не на достаточно высокой научно-теоретической основе. Так, например, в институте в 1942 г. был призван в армию преподаватель по истории всеобщей литературы и с тех пор курс всеобщей литературы ведется студентами, только что окончившими институт. Точно такое же положение мы встречаем на кафедрах английского и немецкого языков, где тоже ряд курсов проводится только что окончившими вуз отличниками. 

В-третьих, имеют место случаи переноса отдельных дисциплин на вышестоящие курсы из-за отсутствия работников необходимой квалификации, как например, история средних веков на историческом факультете, история литературы на инфаке, тоже и всеобщая литература на литфаке.

В-четвертых, во все военные годы, а в первые военные годы в особенности, происходило большое количество срывов учебных занятий по различного рода мобилизационным заданиям в помощь промышленности, транспорту, сельскому хозяйству. Текущий учебный год начат на месяц позднее. Из-за отсутствия рабочей силы, как прежде, так и нынче, приходилось отрывать отдельные группы студентов на уборку урожая подсобного хозяйства, подвозку топлива и проч. В нынешнем учебном году на подобные мероприятия израсходовано девять рабочих дней. Конечно, все это не могло не отразиться на качестве подготовки специалистов.

В-пятых, в течение всех военных лет имели место большие или меньшие перебои с топливом и снабжением электроэнергией как в учебном корпусе, так и в общежитиях.

В-шестых, выпуски военных лет учились в самой неблагоприятной обстановке, испытывая на себе все трудности военного времени. Например, в 1941/42 учебном году Томский педагогический институт совершенно не имел никакого учебного здания и все учебные занятия протекали на квартирах преподавателей, в студенческих «углах» (общежитий тоже не было совершенно), иногда даже на лестницах и в вестибюлях в чужих зданиях.

В-седьмых, ухудшилась подготовка в средних школах в результате недостатка и снижения качества преподавательского состава.

Качество подготовки по всем этим причинам неизбежно понижалось, несмотря даже на улучшение профессорско-преподавательского состава института.  

<…>

V. Культурно-массовая, агитационно-пропагандистская
и методическая работа института

За годы Великой Отечественной войны коллективом института проведена огромная культурно-массовая  и агитационно-пропагандистская работа как внутри вуза, так и вне института в госпиталях, промышленных предприятиях и проч.

Студенты института выступали со своими самодеятельными вечерами в госпиталях и заводах, читали раненым и больным художественную литературу и газеты, ездили агитаторами в колхозы и совхозы. Научные работники и передовые студенты провели большое количество лекций и докладов.

Одновременно шла работа института в школах и других культурных учреждениях. Научные работники института постоянно выступали с лекциями и докладами на учительских конференциях в методических объединениях городских учителей, по радио, в местной печати. 

VI. Помощь промышленности, железнодорожному транспорту и сельскому хозяйству

Одновременно с культурной работой коллектив института вел большую работу по оказанию помощи промышленности, транспорту и сельскому хозяйству. Это была помощь промышленности, перебазирующейся в новом месте, помощь по восстановлению военных заводов, устройстве подъездных путей к оборонным заводам, прокладке внутригородских железнодорожных веток и т.д.

Ежегодно на сельскохозяйственные работы ехала молодежь института, оказывая большую помощь деревне в период летне-осенних работ. 

VII. Состояние учебно-материальной и хозяйственной базы института

1. Потери военного времени

Война принесла большие потери всем томским вузам, но следует заметить, что больше всех из них пострадал Педагогический институт. В августе 1941 г. его учебный корпус был передан госпиталю почти со всем учебно-хозяйственным инвентарем. 

С этого времени начинается полоса постоянных передвижений вуза с места на место. Шесть раз переносилось имущество института на плечах студентов и научных работников. Ни Индустриальный институт, ни Мединститут, ни тем более Транспортный вуз Томска не претерпели такой потери и поломки инвентаря и учебного оборудования, какая произошла в Пединституте. 

В институте в настоящее время ощущается большой недостаток мебели. Значительно пострадала от переездов библиотека: весь книжный фонд ее был перемешан настолько, что с большим трудом восстанавливался в течение последнего года и полностью не восстановлен и сейчас. Оборудование кабинетов и лабораторий, к счастью, сохранилось неплохо, ибо оно почти никуда не перевозилось и находилось в законсервированном виде в подвалах  и складах института. Таким образом, необходимая учебная база для обучения студентов сохранилась. Тем более, что возвращение весной 1943 г. учебного корпуса позволило дирекции института развернуть в довоенном виде большинство кабинетов и лабораторий.

На протяжении двух первых лет войны научные работники и студенты Пединститута непрерывно переживали глубокую психологическую травму, так как трижды стоял вопрос о прекращении его существования. В итоге были ликвидированы I и II курсы исторического факультета и I курс физмата, был закрыт Учительский институт со всеми своими специальностями. 

Пединститут полностью потерял студенческие общежития со всем их оборудованием: они были переданы госпиталям и воинским частям.

До войны институт имел неплохую материально-хозяйственную базу – у него было 17 лошадей, 3 грузовые автомашины, 1 легковая автомашина. В первые же месяцы войны весь транспорт института был передан для нужд обороны страны. Из тягловой силы в институте в настоящее время сохранилась лишь одна лошадь.

До 1941 г. у вуза было неплохое подсобное хозяйство, но в 1941 г. оно было ликвидировано и в 1943 г. его пришлось создавать заново. Без специальных оборотных средств, без тягловой силы, без своей постоянной рабочей силы подсобное хозяйство института, существуя два года, все время продолжает быть убыточным.

В итоге падения экономической базы, сокращения объема работы, психологического чувства существования на волоске, и, конечно, общих условий военного времени произошла почти полная потеря кадров административно-технического и хозяйственного персонала. В институте в настоящее время нет ни одного дворового рабочего и только пять вполне трудоспособных уборщиц, совершенно не укомплектован аппарат хозяйственной части, бухгалтерии (нет главного бухгалтера и весь аппарат ее состоит из бухгалтера и кассира), недостает библиотекарей, почти все лаборантские должности занимаются студентами.

2. Затруднения в топливе и свете

На протяжении всех военных лет институт переживает большие затруднения с топливом и светом. Каждый год институт заготавливает дровяное топливо в пределах 250-500 куб. метров и посылает бригады студенчества на каменноугольные шахты для заготовки угля. Но дрова, как правило, или не вывозятся за отсутствием транспорта, или же, как это вышло в нынешнем году, будучи вывезены, не поступают полностью в руки вуза (нынче из 180-200 куб. метров заготовленных и вывезенных институтом дров, он получил лишь 80 куб. метров, остальные были переданы другим организациям). 

Ежегодно происходят большие затруднения в подготовке студентов к учебным занятиям из-за того, что учебный корпус и общежития значительную часть зимнего времени погружены во мрак.

3. Студенческие общежития

До войны институт имел под общежитиями 11 домов с общей площадью 5298 кв. метров. Сейчас под общежития заняты 3 дома с площадью 1215 кв. метров. Проживает в общежитиях в настоящее время не свыше 180 человек.

Общежития представляют собой сравнительно небольшие два деревянных дома, лишенные водопровода и внутренних уборных. Из довоенного оборудования в них почти ничего не сохранилось, за исключением 180 железных коек. Весь мягкий постельный инвентарь увезен госпиталями и воинскими частями или же пришел в полную негодность. Также пострадало коечное и тумбочное оборудование.

4. Питание и прочие вопросы быта студентов

Столовая принадлежит Тресту столовых, но располагается внутри института и носит закрытый характер. Питание в текущем году значительно лучше прошлых лет. Осенью дирекцией института в овощехранилище столовой был завезен запас овощей на семь-восемь месяцев, никаких перебоев в питании не чувствуется, нет и очередей. С декабря 1944 г. институт стал получать 100 вторых горячих блюд, 60 ЖДП и 10 туберкулезных карточек, что еще подняло качество питания.

Как следует из всего вышесказанного, быт студенчества хоть и улучшился по сравнению с первыми военными годами, однако он еще не может быть назван удовлетворительным. Особенно острой является проблема снабжения студенчества одеждой и обувью, до сих пор совершенно никак не разрешенная. 

Никак не решен вопрос об обеспечении студентов бумагой для записи лекций. Лекции записываются на книгах, случайно покупаемых на рынке, иногда еще не утративших своей актуальности.

<…>

Выводы и предложения

Томский государственный педагогический институт – самый молодой из всех Томских вузов, насчитывающих десятки лет своего существования, в то время как Пединститут живет лишь 14 лет. Стало быть, даже и по довоенному положению Пединститут являлся наименее мощным в отношении учебного и хозяйственного оборудования по сравнению со всеми Томскими вузами. В военное же время ТГПИ пострадал значительно больше других Томских вузов. Но при всех трудностях своего материально-хозяйственного положения, вызванных условиями военного времени, Томский государственный педагогический институт все же с задачами, поставленными перед ним Партией и Правительством, справляется и отмеченные в данном документе недостатки в области подготовки педагогических кадров сумеет выправить. Однако ему нужна весьма существенная помощь со стороны областных и городских партийных и советских организаций для восстановления и укрепления его материально-хозяйственной базы и разрешении проблемы кадров административно-технического и обслуживающего состава. 

<…>

Директор Томского государственного

педагогического института подпись /Шамахов/

ЦДНИ ТО. – Ф. 607. – Оп. 1. – Д. 327. – Л. 5-12. Подлинник. Машинопись.

Примечания:

Госпиталь – с октября 1941 г. по март 1943 г. здание педагогического института (ул. Киевская, 60) занимали военный госпиталь № 408 и эвакогоспиталь № 3611.

ЖДП – жировая дистрофия печени (?)

Учительский институт – накануне войны входил в состав Томского государственного педагогического института. Имел отдельную программу обучения. В У.и. принимали с неполным средним образованием и готовили учителей для начальных школ. Осенью 1941 г. был временно свернут, его студенты не смогли продолжить обучение в педагогическом институте из-за того, что не имели законченного среднего образования. На 1942/43 учебный год был произведен набор студентов на историко-филологический и естественный факультеты, но план набора был выполнен на одну треть. К лету 1943 г. на первом курсе У.и. обучалось 35 студентов (вместо 120).