Справка по истории театра в Томске за 1859-1945

Первые спектакли в Томске.
до 1859 г. – спектакли любителей в казармах Томского гарнизона («Томск в прошлом и настоящем», Томск, 1890 г.). Постройка первого в Томске здания театра (филимоновского) на месте клиник медицинского института – 1849 г. («Томские губернские ведомости», № 22 июнь 1858 г., стр. 169). Спектакли странствующих групп Петрова, Ярославцева, Глушкова, Лазарева и других («Томские губернские ведомости», № 20 1858 г.).

1. Начало постоянных театральных сезонов.
1859 г. – сдача Томского театра частным антрепризам: антреприза А.Х. Астанова, 1868 г. – антреприза Краузе.
60-70 гг. – эпоха деятельности революционных демократов. Борьба двух культур (театр – арена борьбы). Антреприза П.Н. Новикова (1877 г.), антреприза Надлера (потакание вкусам богатой части зрителя). Начало кризиса провинциального театра.

2. 80-90 гг.
80-90 гг. – кризис провинциального театра. Засорение репертуара театра произведениями драматургов-ремесленников (сезон 1881-82 гг., 1883-84 гг., 1884-85 гг.). Материальная зависимость Томского театра от денежной публики. Русская и зарубежная классика на Томской сцене (сезоны 1885-86 гг. и др.). Пьесы местных авторов на местные темы, поставленные на Томской сцене («Плетью обуха не перешибешь» Яковлева, «За правду и честь» Горбунова).
1882 г. – слом деревянного театра Филимонова (в связи со строительством университета).
1882-1885 гг. – спектакли в манеже местного гарнизона. Серьезный классический репертуар сезона 1883-84 гг. Постановка «Горе от ума», «Ревизора». Оперетта в сезон 1884-85 гг.
1885 г. – открытие в Томске первого в Сибири каменного театра (построен Королевым). Спектакли товарищества артистов под руководством Корсакова.
1890-91 гг. – антреприза Крылова (1890-91 гг.) (драма, опера, оперетта).
1898-99 гг. – антреприза Струйского.
1899-1900 гг. – оперная и опереточная труппы Н.А. Корсакова. Спектакли драматической труппы в бесплатной библиотеке (Ю.Ф. Строговой).

3. Томский театр в начале 1900-х годов.
начало XX века – Томск – один из центров революционной борьбы. Рост рабочего движения. Необходимость оздоровления репертуара. Вопрос о причинах упадка театрального дела в провинции на 1 Всероссийском съезде сценических деятелей (1897 г.). Подъем общественного движения.
Начало 1900 гг. – отражение его в репертуаре Томского театра (антреприза А.И. Каширина и Аярова в 1900-1902 гг., постановка «Доктора Штокмана» Г. Ибсена, «Огни Ивановой ночи» Зудермана и др.).
1902-03 гг. – антреприза Л.М. Богданович-Самойловой, Прозорова, Ф.В. Валентетти (оперетта).
1905 г. – революционное движение в Томске. Подъем общественного движения. Оперная и опереточная труппы Тотманова, драматическая труппа Германова. Театр – место собраний и митингов.
20.10.1905 г. – поджог театра черносотенцами.

4. Театральное дело в Томске в годы реакции (1907-1917 гг.).
Наступление контрреволюции на идеологическом фронте. Попытки создания декадентной эстетики. Выступление на первый план буржуазно-обывательской драматургии. Позорное десятилетие и в истории провинциального театра. Постановка горьковских пьес на сцене Томского театра («На дне» – 1904 г., «Дачники» и «Дети солнца» – 1906 г.).
1906-1907 гг. – распространение на сценах Томска упаднической драматургии.
с 1907 г. – широкое распространение оперетты (бессодержательной и часто малопристойной («легкой») комедии, различных недоброкачественных переделок.
1909 г. – легкие комедии и фарсы. Засилие «легких» жанров.
1910 г. – пьесы Л. Андреева в Томске.
1910-1915 гг. – гастроли выдающихся русских артистов на томских сценах.
1905 г. – гастроли М.М. Петипа.
1909 г. – гастроли В.Ф. Комиссаржевской.
1910-1915 гг. – спектакли с участием П.Н. Орленева. Гастроли Г.Г. Ге. Спектакли с участием К.А. Варламова и В.Н. Давыдова.
1911-1915 гг. – концерт Л.В. Собинова.
1911 гг. – гастрольные спектакли В.Н. Далматова.
1909-1910 гг. – опера Бубнова и оперетта Ахматовой. Гастроли украинских артистов (всегда пользовались успехом у томичей).

5. Любительские спектакли в Томске.
п.п. XIX в. – спектакли в солдатских казармах («Театр в старой Сибири» Б. Жеребцов).
40-50 гг. – «Комические оперы», комедии-оперетки, водевили в исполнении любителей.
60 гг. – спектикли «любителей драматического искусства» (на благотворительные цели).
70 гг. – объединение любителей в «общество любителей драматического искусства» (существовали еще в 1900 г.).
III. 1885 г. – основание «Томского драматического общества». Первый спектакль (1888 г.) в театре при бесплатной библиотеке (к-т Ив. Черных).
80-90 гг. – репертуар не отличался от обычного репертуара провинциальных театров (классика) – декадентская драматургия. В Томске начали свою деятельность известные впоследствии артисты (В.О. Массалитинова, Н.О. Массалитинов и др.). Лишение общества здания, спектакли в клубе железнодорожного собрания.
1908 г. – Томские «передвижники» (передвижная труппа Е.И. Кировой).
Городу нужен театр.
Театр не вышел из тупика и в годы первой мировой войны.

6. Театральная жизнь Томска накануне Великой Октябрьской социалистической революции.
февраль 1915 г. – февральская буржуазно-демократическая революция. Подъем политической сознательности масс. Подъем общественного движения. Углубление кризиса провинциального театра (на поводу у бурж. зрителя). Возникновение различного рода театриков («миниатюр», «интимных» и т.п.). Серьезный конкурент театра – кино (боевики, «монополи»).
май 1917 г. – единственное светлое пятно – деятельность томской гарнизонной драматической труппы («народный театр») зачаток нового рабоче-крестьянского театра. Пьесы Л.Н. Толстого, Островского.
февраль 1917 г. – спектакли любителей драматического искусства (Писемский, Островский).

7. Театр в Томске в первые годы советской власти (1918-1922 гг.).
Великий Октябрь в Сибири. Установление советской власти в Томске. Упадок театра в период колчаковщины (вновь оживились «интимные», «миниатюр» и пр.), пестрый беспринципный репертуар времен 1907-1917 гг. Восстановление советской власти в Томске. Первые мероприятия в области театра.
декабрь 1919 г. – создание театральной секции при губоно (декабрь 1919 г.).
1920-21 гг. – организация при губполитпросвете государственной труппы (давала спектакли в помещении бывшего кинотеатра «Интимный», много ошибок, неудач, пестрот, малохудожественный репертуар.
май 1922 г. – ликвидация труппы, организация коллектива артистов при профсоюзе работников искусства (РАБИС). С ноября 1922 г. спектакли шли в гарнизонном клубе (бывш. общественное собрание). Стал называться Большим городским театром (театр драмы и комедии).

8. Театральные труппы в Томске в 20-40 гг.
1923-1924 гг. – драматическая труппа под управлением М.К. Вулконского (возрождение драматического театра в Томске). Опера А.П. Боначина (со второй половины зимнего сезона).
1924 г. – гастроли братьев Адельгейм, труппы студии МХАТа, ансамбля ленинградской оперетты. Сформирована драматическая труппа под управлением В. Кирикова. Организация группы актеров для массовых постановок (театр массовых постановок при союзе РАБИС).
1925-26 гг. – спектакли драматической труппы М.К. Вулконского в Большом городском театре.
1926 г. – перевод Большого городского театра в помещение кинотеатра «Новый» (сейчас областной драмтеатр им. В.П. Чкалова).
1926-27 гг. – опера в драмтеатре.
1927 г. – отъезд оперы в Самару. Приезд из Самары драм. труппы под управлением Г.К. Невского.
1927-28 гг. – сформирована оперная труппа А.А. Эйхенвальда. Драма (директор Шидловский). Передвижной театр организованного зрителя (обслуживание сел и деревень).
1928-29 гг. – опера и драма под управлением Шидловского.
1929 г. – спектакли «экспериментального театра музыкальной комедии и сатиры».
1929 г. – организация драматической труппы (по решению Горсовета в Томске должна главное значение иметь драма).
1929-30 гг. – драматическая труппа под управлением режиссера Воронова.
Театр носит название «Театр драмы, комедии и сатиры».
1931-32 гг. – главный режиссер Н.Комаровский (гл. обр. пьесы советских авторов).
1932-33 гг. – музыкальные комедии, опера (режиссеры Б.Ф. Торский, М.Т. Каменский, дирижер М.И.Маломет.
1933-35 гг. – спектакли драматической труппы (режиссер Л.С. Самборская).
1936-38 гг. – художественное руководство В.П. Иванова.
1940-41 гг. – В.В. Гарденина.
1941 г. – перевод театра в Кемерово.
1941-44 гг. – государственный белорусский драматический театр им. Янки Купала.
1945 г. – перевод в Томск Горьковского драматического театра им. Чкалова, ставшего Томским драматическим театром им. В.П. Чкалова.

Директор Томского Облдрамтеатра подпись А.Д. Иванов
Гл. режиссер подпись Г.И. Иванов

ЦДНИ ТО. – Ф. 607. – Оп. 1. – Д. 331. – Л. 2-8. Машинопись.