В 1890 году представитель Министерства путей сообщения выбрал устье реки Самусьска место строительства затона для судов, работающих в Обь-Иртышском бассейне. В 1891 году началось строительство мастерских и жилых домов. К ноябрю 1907 года количество судов, зимующих в устье реки Самусьска увеличилось, а зимовка получила название судоремонтного затона. Этот год принят, как дата организации Самусьского судоремонтного завода.
В Томском округе путей сообщения этот завод считался единственным значительным предприятием.
«В 1913 году на месте зимовки судов у устья реки Самусьски, – писалось в «Известиях Томского округа путей сообщения, имеется весьма значительное количество казенных зданий: 13 жилых домов, больница, баня, склады имущества и материалов, казарма для рабочих, механическая мастерская». Оборудование завода до Октябрьской революции было примитивное, труд рабочих не механизирован. В 1913 году по сообщению «Известий Томского округа путей сообщения» № 28 за 1913 год на заводе было 3 малых самоточки, 3 ручных сверлильных станка, 1 малый строгальный станок, 3 краскотерки, 1 самоточка приводная, кузница на 4 горна.
После Великой Октябрьской социалистической революции это предприятие быстро развивалось и стало одним из лучших предприятий Обского пароходства.
На заводе 108 единиц оборудования, механический, слесарный, кузнечный, литейный, деревообделочный и другие цеха оснащены новыми станками. Силами завода построена кислородная станция. Завод своими силами построил высоковольтную линию электропередач, что позволило обеспечить электроэнергией потребности предприятия, рабочего поселка с населением около 8 тыс. человек, а также прилегающие колхозы и МТС.
У судоремонтного завода имеется акватория, в которой размещается для ремонта 60 судов, в том числе 14 для капитального и среднего ремонта.
Объем валовой продукции 1957 года составляет 11,90 млн. руб., это в 3, 9 раза больше объема валовой продукции 1945 года. Объем нового судостроения увеличился по сравнению с 1945 годом в 7,7 раза.
На заводе впервые в Обском бассейне освоено судостроение пассажирских теплоходов типа «Москвич» (выпущено 27 теплоходов), а с 1958 года будут выпускаться впервые в Сибири водомётные пассажирские теплоходы на 420 пассажирских мест и мощностью 300 лошадиных сил.
В 1953 году впервые в бассейне был разработан и внедрен новый поточно-групповой метод ремонта флота, который получил распространение и на других заводах Обского пароходства. В настоящее время разработан и внедрен новый метод планирования работ по технологическим комплектам, что уже дает положительные результаты. Внедрение передовых методов труда позволило в текущем году снизить себестоимость ремонтных работ и дать сверхплановой экономии за 10 месяцев 560 тысяч рублей.
На заводе сложился дружный коллектив рабочих и инженерно-технических работников, который систематически перевыполняет план ремонта флота.
После Отечественной войны 1941-1945 годов заводу оставлено на вечное хранение [красное] знамя Совета Министров СССР, а также [красное] знамя Министерства речного флота СССР. В послевоенный период этому коллективу 8 раз присуждались классные места во Всесоюзном социалистическом соревновании и 39 раз первые места в соревновании предприятий Обского пароходства. В последние годы заводу присваивалось во Всесоюзном соревновании 3 место в IV квартале 1955 года, 2-е место во II квартале 1956 года, I место и знамя Совета Министров РСФСР за IV квартал 1956 года.
В текущем году Самусьский завод переименован в ремонтно-эксплуатационную базу, которая кроме нового судостроения, судоремонта занимается эксплуатацией флота.
На заводе 715 человек рабочих судоремонтных цехов и 1100 человек плавсостава, из них 101 член партии и 332 комсомольца.
Зав. промышленно-транспортным отделом обкома КПСС Цыцарев
1957 г.
ЦДНИ ТО. – Ф. 607. – Оп. 1. – Д. 2439. – Л. 63-65. Подлинник. Машинопись.