11 сентября 1945 г.
I. СЕТЬ И КОНТИНГЕНТ
В городе Томске имеется всего 5 детских домов с общим количеством воспитанников 497 человек. В числе детских домов – I дошкольный (№ 2) с количеством детей 84 человека, I школьный нормального типа (№ 9) с количеством детей 153 человека, I с особым режимом (№ 5) с количеством детей 90 человек и два специальных детских дома (школы-интернаты): № 14 для слепых детей (40 человек) и № 15 для глухонемых детей (130 человек).
II. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Все дети школьного возраста, воспитывающиеся в детских домах, учатся или в школе при детдоме (детские дома №№ 5, 14 и 15) или в городских школах (детдом № 9).
Успеваемость детей за 1944/1945 учебный год хорошая. В детдомах №№ 9, 14 и 15 на 309 человек оставлено на второй год только восемь человек. Дети занимаются серьезно и настойчиво, сознавая, что учение в школе – их главная обязанность.
Вся учебно-воспитательная работа с детьми не только в школе, но и в детдоме, организована по классам. К каждому классу прикреплен воспитатель, который обязан контролировать посещение детей школы, их успеваемость и поведение. Воспитатель организует выполнение домашних заданий, оказывает детям помощь, поддерживает связь со школой.
Новый учебный год для всех воспитанников детдома, за исключением детдома № 5, начался своевременно. 5-й детдом приступит к занятиям 15 сентября, после возвращения детей с дачи. Это опоздание объясняется тем, что детдом только в конце августа получил помещение, которое сейчас ремонтируется и готовится к приему детей.
В связи с началом учебного года детские дома испытывают большие трудности по двум, очень важным причинам:
- острый недостаток обуви и одежды;
- недостаток учебников.
В прошлом году Горисполком оказал детским домам серьезную помощь в приобретении обуви и нижнего платья. В течение зимы детские дома получили с базы Облоно значительное количество мануфактуры. Таким образом, воспитанники детских домов в известной степени обеспечены бельем (имеется по две смены), а также платьями для девочек и костюмами для мальчиков.
Что касается верхней одежды, то количество ее давно не пополнялось. В то же время, детские дома ежегодно производят выпуск старших воспитанников и, следовательно, обеспечивают их верхней одеждой. В результате в детских домах число детей, имеющих верхнюю одежду, становится все меньше.
В детдоме слепых [№ 14] не хватает 10 теплых пальто, в детдоме № 9 на 153 человека имеется 60 теплых пальто, в дошкольном детдоме № 2 не имеют верхней одежды 50 % детей, такое же положение в детдоме глухонемых [№ 15]; еще хуже обеспеченность верхней одеждой в детдоме № 5.
Наконец, еще более тяжелое положение в детских домах с обувью, как с зимней, так и летней, которой обеспечена только небольшая часть воспитанников. В детдоме № 14 нет ни одной пары исправной обуви. В детдоме № 9 имеется всего 20 пар ботинок, 50 пар тапочек и 40 пар старых валенок. 1-й и 2-й класс воспитанников детдома № 9 не могут посещать школы из-за отсутствия обуви и одежды и занимаются в детдоме.
Остро дает себя чувствовать и недостаток учебников, особенно в старших классах. Очень плохо обеспечены учебниками 5-й и 8-й классы школы глухонемых; 5, 6 и 7-й классы детдома № 9. Многих названий учебников в этом году в местное отделение КОГИЗ’а не поступало и поэтому отсутствовала возможность отпуска их детским домам.
Главные формы внеклассной воспитательной работы в детдомах: политинформации в классах и на линейках, чтение газет, книг и журналов, слушание радио, беседы директора, завуча и воспитателей, занятия кружков, выпуск стенных газет, коллективный просмотр кинофильмов и пьес.
Лучше других эта работа поставлена в детдомах №№ 9, 14 и 15. Здесь уделяется большое внимание развитию творческих способностей детей, из которых почти каждый состоит в том или ином кружке. Устраиваются интересные детские праздники, вечера самодеятельности с массовым участием в них детей. Много работают в этих коллективах над привитием детям навыков выполнения правил поведения. Помещения, предназначенные для детей – залы, классные и рабочие комнаты – заботливо оформлены, используются для наглядной агитации. Дети в этих детских домах в доступных для них пределах осведомлены о жизни нашей страны, о международных событиях, дисциплинированы и жизнерадостны.
В детских домах №№ 9, 14 и 15 имеются пионерские и комсомольские организации, работа которых за летний период была ослаблена.
В дошкольном детдоме № 2 порядок, чистота, дети заняты; но воспитательная работа недостаточно содержательна и полноценна.
Детский дом № 5 с особым режимом призван воспитывать детей педагогически запущенных, подвергшихся вредному влиянию улицы или переведенных из других детдомов за грубые нарушения дисциплины. К сожалению, этот детский дом не имеет условий для воспитания детей именно этого контингента (неприспособленность помещения, отсутствие мастерских и оборудования, недостаток квалифицированных педагогических кадров), но даже имеющиеся возможности для правильной постановки воспитания детей используются слабо. Поэтому в детдоме № 5 воспитательная работа находится на низком уровне. Пионерской и комсомольской организации в этом детдоме нет.
Одним из главных недостатков воспитательной работы всех детских домов является отсутствие систематического трудового обучения и воспитания детей. Дети получают навыки труда только в порядке самообслуживания и на подсобных хозяйствах. Мастерских ни в одном детдоме нет. В детском доме № 9 имеется оборудование слесарной мастерской, в детдоме № 15 – оборудование столярной мастерской. Но эти мастерские давно закрыты за отсутствием инструкторов, материалов и топлива. Детский дом № 5 до войны имел хорошо оборудованные механизированные мастерские, но в начале войны это оборудование было передано весовому заводу и до сих пор оно не возвращено. Спортинвентаря в детских домах нет, и физкультурная работа отсутствует, если не считать немногочисленных кружков в детдомах №№ 9 и 15.
III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ
Педагогическими кадрами детдома укомплектованы недостаточно. Требуется дополнительно 14 воспитателей. Особенно тяжелое положение в детдоме № 5, где воспитателей фактически нет, и их обязанности исполняют работающие в школе учителя.
IV. ПИТАНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ
Питание детей удовлетворительное. База Томторга выдает, как правило, полную норму продуктов, хотя временами с большим опозданием.
Все детские дома, в первую очередь №№ 15, 9, 5, неплохо выполняют питание детей продуктами со своих подсобных хозяйств. В летний период дети получали дополнительное питание, поправились и прибыли в весе.
Медицинское обслуживание воспитанников в каждом детдоме осуществляется врачом и медсестрой. Состояние здоровья детей удовлетворительное. В детских домах №№ 15, 9 и 5 за время войны никаких инфекционных заболеваний не было.
V. ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТДОМОВ
Детские дома финансируются Областным отделом народного образования, как правило, без задержек, но хозяйственное состояние детских домов во многих случаях оказывается тяжелым. Организованного снабжения детских домов хозяйственным оборудованием нет, они вынуждены приобретать это оборудование по рыночной стоимости, нарушая финансовую дисциплину. Детские дома плохо обеспечены мебелью и особенно посудой. Дети детдома слепых кушают из консервных банок. Дети из 9-го детдома, за недостатком посуды, кушают посменно. Имеющаяся в детдомах посуда глиняная, непрочная и грубая.
Каждый детдом имеет подсобное хозяйство, самое меньшее в детдоме слепых – 1,5 га и самое крупное в детдоме № 5 – 31 га. Всего площадь посева в детдомах составляет в этом году 58,5 га, из них картофеля 20,5 га. Поголовье скота в детдомах состоит из 10 лошадей, 16 коров, 5 телок, 37 овец, 5 быков и 3 свиней; не считая детдома № 5, который имеет 40 голов рогатого скота, 100 овец, 100 ульев пчел.
Сено заготовлено, но недостаточно. Например, в детдоме № 5 на 143 головы крупного и мелкого скота имеется всего 120 тонн сена и 200 тонн силоса.
Овощехранилища во всех детдомах отремонтированы, но требуется тара (мешки, бочки).
VI. ПОДГОТОВКА К ЗИМЕ ЗДАНИЙ И ТОПЛИВА
Все детдома расположены в деревянных зданиях. В более удовлетворительном находятся здания детдомов № 2, 9, и 14. Два здания, занимаемые детдомом № 15, пришли в ветхость и с трудом ежегодно поддерживаются текущим ремонтом. Кроме того, по площади они недостаточны для детдома глухонемых, имеющего свою школу.
Во всех детских домах в этом году произведен текущий ремонт на сумму от 5 до 10 тысяч в каждом. Хорошо отремонтированы детдома № 9, 14, 15. В зданиях этих детдомов порядок и чистота. В детдоме № 2 ремонт затянулся и в настоящее время еще не закончен. Также не закончен ремонт детдома № 5. Этому детдому здание предоставлено в августе месяце, тоже недостаточное по площади и требующее очень большого капитального ремонта, который в этом году произвести уже нельзя.
Для окончания ремонтных работ всем детским домам требуется стекло, которого они в этом году еще не получали; также необходима замазка.
Топлива на весь отопительный сезон еще не имеют. По плану требуется всем детдомам угля 375 тонн, дров 715 кубометров. Фактически вывезенного угля 56 тонн, дров 55 кубометров. Детдом № 5 до настоящего времени совсем не имеет топлива.
Заведующая Гороно Зайцева
ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 3. Д. 487. Л. 7-8 об.
Примечание:
КОГИЗ – Книготорговое Объединение Государственных Изданий, которому принадлежала монополия на реализацию всей книжной продукции на территории СССР.