Данные о деятельности Томского Государственного Университета за 1940-1944

1. Количество выпущенных специалистов: в 1940 году выпущено 195 чел. В 1941/42 – 703. (В связи с войной были досрочные выпуски студентов IV курсов). В 1942/43 – 34 студента; в 1943/44 уч. году – 142 студента. Всего 1064 специалиста, которые работают в военно-промышленных предприятиях, военно-оборонных, научно- исследовательских ВУЗах и средних школах. Часть специалистов оставлено в ТГУ в аспирантуре и для преподавательской работы (аспиранты, преподаватели).
Сравнительные данные о количестве студентов ТГУ за годы 1940-1944/45 гг. ЦДНИ ТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 327. Л. 1.

Причины сокращения количества студентов: 1) мобилизовано в Армию свыше 400 студентов; 2) сделаны досрочные выпуски в 1941/42 учеб. году; 3) отсеялось вследствие ряда материальных трудностей: холод в общежитиях, перебой со снабжением, питанием и ряд других трудностей. За последние годы сильно уменьшилось количество студентов на старших курсах. Есть группы IV-V курса, где числится 2-3 студента.

Характеристика главных недостатков и трудностей в работе ТГУ за годы войны

За годы войны ТГУ четыре раза переезжал из одного помещения в другое. Причем, как правило, эти помещения были неподходящими для работы ВУЗа: маленькие аудитории (комнатки), плохо оборудованные, почти не отапливаемые в зимние месяцы. Бесконечные перебои с подачей электроэнергии и ряд других недостатков исключали возможность правильной организации учебного и научного процессов. Еще большим недостатком являлась разбросанность факультетов по городу: биологический факультет помещен был на Московском тракте №7 в плохом жилом доме. Общеуниверситетские кафедры, некоторые кафедры истфака и управленческого аппарата по ул. Горького №35, истфак в доме партпросвещения; химфак в помещении фармтехникума; геофак в плохо приспособленном жилом доме эконом. техникума, физмат и спецфак в здании СФТИ. В 1941, 1942 году университет не имел ни одного общежития. Студенты жили на частных квартирах в исключительно тяжелых материальных условиях. Все кабинеты, лаборатории, музеи были свернуты и законсервированы. Ход учебной жизни все время нарушался всевозможными трудмобилизациями студентов и научных работников. В течение 1941, 1942 года материальное снабжение научных работников и снабжение питанием было на весьма низком уровне: многие из научных работников, недоедая, были подвержены острой дистрофии и другим болезням, связанным с плохим питанием.

Педагогический процесс в Университете за годы 1941, 1942, 1943 резко снизился в качественном отношении и проходил по весьма упрощенной схеме: изложение без опытов, демонстрации, часто и без применения наглядности, потому что многие кабинеты были законсервированы. Лабораторные занятия без электричества, газа, без реактивов и материалов, превратились в типичные практические занятия, типа школьных. Семинары с серьезными письменными докладами и рефератами, с глубоким научным обсуждением, почти совсем были прекращены. Студенты слушали лекции и готовились к испытаниям по конспектам, записанным наспех кое-как. Очень немногие студенты пользовались учебниками, а дополнительной научной и научно-популярной литературы пользовались только единицы.

Исключительно слабо была поставлена работа студенческих научных кружков: если до 1941 года количество студентов, активно работающих в научных кружках, превышало 200 человек, то в указанные годы количество их не превышало 50. Но и работа этих немногих студентов протекала в ненормальных условиях и все время нарушалась и прерывалась.
Общественно-политическая и культурно-массовая работа несмотря на все указанные недостатки, однако была поставлена неплохо, и охватывала ряд актуальных вопросов: а) помощь эвакуированным заводам (работало на заводах в течение 1941, 1942 года 100 студентов; в 1943 году 57 студентов); б) помощь колхозам: летом 1941 года в колхозах работало 400 студентов и около 400 рабочих, служащих и научных работников; летом 1942 года – свыше 200 студентов и научных работников; летом 1943 года 110 студентов и научных работников. Летом 1942 года студенты, научные работники, рабочие и служащие выработали в колхозах 3272 трудодня; в) участие в субботниках и воскресниках: в 1941/42 уч. году организованно проведены были 17 воскресников и субботников, и каждый раз участвовало свыше 400 человек. Значительная помощь городу была оказана по разгрузке вагонов с оборудованием военных заводов, с топливом. В течение зимы и весны 1943 года коллектив ТГУ провел 12 воскресников, наработав свыше 8500 трудодней, что при наличии 480 студентов и 140 научных работников, нужно признать рекордной цифрой; г) общественно-массовая работа выразилась в чтении лекций на заводах, в госпиталях, доме Красной Армии, в военных частях и школах, в помощи средней школе, в организации воскресного университета и других мероприятиях. В 1941/42 году работу проводили 215 научных работников и студентов старших курсов.

Исключительно ценной и плодотворной являлась за указанные годы научная и научно-техническая помощь городским, областным, промышленным организациям, Кузбассу и сельскому хозяйству области. Она выразилась в квалифицированных консультациях профессоров, с выездом их в Кузбасс и различные города и местности Сибири: Кулунду, Алтайский край, Красноярский край, Хакассию и др. Особенно плодотворная работа проведена в этом направлении СФТИ (проф. Кузнецов [1], пр. Большанина [2], пр. Прилежаева [3] и др.). Геолого-почвенным факультетом (проф. Хахлов [4], пр. Булынников [5], проф. Баженов [6], проф. Кучин [7]); биофаком (проф. Ревердатто [8], проф. Лавров [9], пр. Поляков [10] и др.).

Несмотря на все трудности, значительное влияние уделено было и подготовке научно-исследовательских кадров: за 1941-1944 г. защищено было 14 докторских и 40 кандидатских диссертаций.

За 1944 год положение значительно улучшилось, но не является нормальным и удовлетворительным. Университету возвращено главное здание; бывшее общежитие «пятиэтажка», учебный корпус по Никитина №17. Но все эти здания, особенно же главный корпус, нуждаются в большом ремонте. Для этого, кроме денежных ассигнований, нужны дефицитные материалы. Восстановлена часть кабинетов, лабораторий, два музея (палеонтологический и минералогический). Но гербарий, зоомузей, музей материальной культуры еще находятся в состоянии консервации. Оборудование кабинетов, лабораторий физмата, химфака, биофака частично устарело и не позволяет по настоящему развернуть научно-исследовательскую работу. За годы войны почти совсем отсутствовало снабжение вузовскими учебниками и научной литературой. Совершенно не удовлетворительно снабжены кабинеты и лаборатории посудой, спиртами, материалами (гуттаперчивые трубки, шурупы, проволока разных сечений), нагревательными и измерительными приборами). Химфак до сих пор не имеет газа. Еще хуже обстоит дело со снабжением студентов тетрадями, письменными принадлежностями: за II половину 1944 года (1 семестр) студентам не было дано ни одной тетради, ни ручек, ни карандашей за отсутствием таковых. Для чертежных работ совершенно нет туши.

Еще печальнее дело обстоит с отоплением и освещением учебных корпусов и общежитий: в течение всего первого семестра текущего учебного года бывшая (так в тексте, следует читать «бОльшая») часть аудиторий не отапливается. Температура в них часто доходит до -4 и даже -9. Сносная температура поддерживается только в химическом крыле. Тоже самое можно сказать и о свете: главный корпус по Никитина № 17 и СФТИ, где размещены аудитории Физмата и Спецфака, часто выключались из электросети. Из научных работников только 56 человек (профессора и доценты – зав. кафедрами) имеют свет в квартирах. 110 человек научных работников имеют дома «коптилки». Но еще более недопустимым является выключение из осветительной сети общежития, где проживает свыше 780 студентов: на протяжении нескольких недель это общежитие не имело никакого света. Студенты сидели в темноте, не имея возможности ни читать, ни заниматься другими, учебными самостоятельными работами. Только с 8/1-45 г. общежитие получило свет.

Питание студентов в столовой – неудовлетворительное. Дополнительную пищу (из своих продуктов) студенты также не имеют возможности готовить из-за отсутствия специального оборудования.

Неудовлетворительно снабжалось студенчество обувью, одеждой, постельными принадлежностями. Только в самый последний момент положение со снабжением студенчества несколько улучшилось, но все же не может быть признано нормальным и удовлетворительным.

Производственная практика

1940 /1941 г.
Производственную практику проходили все студенты IV курсов. Геологи и почвоведы были распределены по геологическим и почвенным партиям. Практика осуществлялась геологоразведочными трестами в г. Новосибирске, Иркутске, Хабаровске. Географы проводили производственную практику на Алтае, а эконом. географы в г. Новосибирске.
Химики провели п/практику в Кузнецком металлургическом заводе (Сталинск), на Алтайском полимеханическом комбинате, в Новосибирском химкомбинате, Комаровском коксохимическом заводе и Кемеровском Азотно-Туковом заводе.
Физики проводили п/практику в предприятиях г. г. Сталинска, Челябинска, Ленинграда, Новосибирска, Томска. Астрономы – в Казанской астрономической обсерватории.
Биологи провели п/практику в Новосибирском Облзо, Барнаульском Крайзо, в Алма-Ата, в Московском зоопарке; ихтиологи – на Аральской рыбстанции, в Красноярске и на озере Чаны. Ботаники работали в г. г. Чите, Мариинске, Москве, Фергане, Ойрот-Туре, Ташкенте, Ялте, Барнауле, Красноярске.
Практика проходила преимущественно в весенне-летний период и, как правило, занимала от 2 до 3 месяцев. Практика проходила нормально и дала прекрасные результаты.

1941/1942 г.
Производственную практику проходили студенты II-III-IV и V курсов (в связи с досрочными выпусками). Студенты Биофака I-II-III курсов, согласно решения Новосибирского Обкома ВКП(б), проводили производственную практику по сбору лекарственных растений. Остальные студенты Биофака приступили к проведению практики, но были отозваны в университет для сдачи экзаменов и досрочного выпуска. Практика у них фактически сорвалась. Физики, математики, (78 человек) провели практики сравнительно удовлетворительно, но в более укороченные сроки, чем предполагалось по плану (1-1/2 месяца вместо 2-3 месяцев).
Несколько лучше и в более благоприятных условиях прошла производственная практика геологов и географов, работавших в различных сибирских геолого-разведочных партиях и экспедициях. Но и здесь в связи с призывом ряда студентов в Армию, практика полностью не была выполнена.

1942/1943 г.
Производственную практику проходило 138 человек: Геофака (39 человек), Г. П. [геолого-почвенного] (40 человек), Биофака 43, Химфака (16 чел.). Практика проходила в основном удовлетворительно. Характер практики – в основном производственный, но частично была и исследовательская работа. Продолжительность практики – 2-2/5 месяца.

1943/1944 г.
Производственную практику отбывало 78 студентов III-IV курсов. Практика протекала преимущественно в предприятиях и учреждениях Сибири, Казахстана, Дальнего Востока. Продолжительность – 2-2/5 месяца.

Задачи на ближайший период

1. Закончить капитально-восстановительный ремонт главного здания.
2. Провести во всем этом здании паровое отопление.
3. Снабдить ТГУ в достаточной мере топливом.
4. Восстановить все лаборатории, кабинеты, музеи, гербарий и пустить в эксплуатацию.
5. Добиваться серьезного обновления всего лабораторного и кабинетского оборудования (аппараты, приборы, новые современные импортные установки).
6. Организовать издательскую деятельность, возобновив выпуск «Известий ТГУ» и сборников его научных трудов.
7. Расширить ботанический сад, реализовать решение о создании «Большого сибирского ботанического сада»; приступить к постройке новых оранжерей и теплиц.
8. Восстановить деятельность научно-исследовательских институтов: биологического и механо-математического.
9. Реорганизовать физико-математический факультет, разделив его на два: физический и механо-математический.
10. Добиваться открытия юридического факультета, который существовал в системе ТГУ с 1898 г. по 1918 г.
11. Расширить пригородное хозяйство и перевести его из Конино в пригородный район.
12. Создать при ОРСе: прачечную, душ-баню, ремонтно-пошивочную мастерскую, кухню для изготовления студентами дополнительной пищи (из своих продуктов).
13. Построить для профессуры дом-общежитие на 25 квартир.
14. Добиваться улучшения снабжения студентов и научных работников продуктами питания за счет пригородного хозяйства.
15. Добиваться улучшения снабжения студенчества тетрадями, бумагой, тушью и другими необходимыми материалами. Тоже и в отношении научных работников.
16. Составить план улучшения политико-воспитательной работы среди студентов и научных работников и обсудить его на коллективе. Добиваться активизации роли комсомола и студенчества в учебной, научной и общественно-политической работе.

Ректор Томского Университета Подпись Горлачев [11]
16.01.45 г.

ЦДНИ ТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 327. Л. 1-4. Подлинник. Машинопись.

Примечания:
1. Кузнецов Владимир Дмитриевич (1887 – 1963) – физик, профессор кафедры металлофизики Томского государственного университета. Со 2 марта 1937 г. по 10 апреля 1960 г. – директор Сибирского физико-технического института (СФТИ).
2. Большанина Мария Александровна (1898 – 1984) – профессор кафедры экспериментальной физики Томского государственного университета.
3. Прилежаева Наталья Александровна (1908 – 1992) – физик, профессор кафедры оптики и спектроскопии Томского государственного университета. Одна из первых женщин в СССР, которой была присуждена степень доктора наук в области физики
4. Хахлов Венедикт Андреевич (1894 –1972) – профессор по кафедре палеонтологии Томского государственного университета. С 1 августа 1934 г. по 1939 г. – декан геолого-почвенно-географического (в 1939 разделился на геолого-почвенный и географический), затем до 15 апреля 1945 г. геолого-почвенного факультета
5. Булынников Александр Яковлевич (1892 – 1972) – геолог, петрограф, профессор, заведующий кафедрой петрографии Томского государственного университета.
6. Баженов Иван Кузьмич (1890 – 1982) – геолог, профессор по кафедре минералогии и кристаллографии Томского государственного университета
7. Кучин Михаил Иванович (1887 – 1963) – гидрогеолог, профессор кафедры грунтоведения и гидрогеологии Томского государственного университета.
8. Ревердатто Виктор Владимирович (1891 – 1969) – биолог, профессор кафедры систематики высших растений Томского государственного университета.
9. Лавров Николай Николаевич (1889 – 1960) – ботаник, профессор кафедры систематики низших растений Томского государственного университета.
10. Поляков Илья Михайлович (1905 – 1976) – биолог, профессор кафедры зоологии позвоночных животных Томского государственного университета.
11. Горлачев Яков Дмитриевич (1903 – 1956) – историк, директор (ректор) с 19 августа 1938 г. по 1 мая 1948 г. Томского государственного университета.