Узнав, что о В.И. Зоркальцеве пишется книга, я посчитал необходимым тоже внести свою лепту по двум причинам: во-первых, сказать пару слов о тех делах В. И., которые внесли огромный вклад в жизнь нашей области в годы ее бурного развития, в начале семидесятых годов, и я был прямым свидетелем их. Во-вторых, общаясь в неформальной обстановке – был неоднократно на отдыхе с ним в Кисловодске, так совпадало, рассказать о нем как просто о человеке.
В далекие семидесятые, которые сейчас по праву называют «Звездные годы земли Томской», мне пришлось по работе много общаться с этим человеком. Он в 1971 г. стал первым секретарем Колпашевского горкома партии и естественно, наряду со всеми прямыми обязанностями, соответствующими занимаемой должности, на него взвалился и груз всех тех проблем, которыми была охвачена наша область, самым значимым событием являлось строительство одного из самых мощных в стране нефтепроводов «Александровское – Томск – Анжеро-Судженск». Я отвечал за снабжение рабочих этой Всесоюзной стройки, по долгу службы мне приходилось много контактировать со многими ответственными лицами области, в том числе с секретарями райкомов (горкомов) партии.
Впервые в 1971 году состоялась встреча с Виктором Ильичом. Доступен, обаятелен, разговор с ним конструктивен; Зоркальцев обладает полной информацией о текущей проблеме – понял я при первых минутах беседы с ним. Не просто достаточное и даже хорошее, а очень хорошее снабжение строителей нефтепровода промышленными и продовольственными товарами была одной из первостепенных задач, возложенных главным образом на меня. В эпоху тотального дефицита всего чего бы того ни было это было непросто. И вот от этой сложной, трудно решаемой, малоприятной проблемы Виктор Ильич не старался отмахнуться, отойти в сторону или переложить поставленные вопросы на другие плечи, он решал их сам. Не буду голословным, приведу факты.
Очень серьезной проблемой был дефицит мяса, которое непременно должно входить в рацион рабочего. Это озадачивало нас всех. По инициативе Виктора Ильича в самом большом лесопромышленном пункте Колпашевского района селе Тогур было создано подсобное хозяйство, где выращивали свиней. Благодаря этому проблема с мясом минимизировалась не только в Колпашевском районе, но и в соседних поселках. Особенно прославился в те годы Колпашевский рыбзавод. Производились очень вкусные консервы из речной рыбы: частик в томатном соусе, щука, как в масле, так и в томате, карась с гречкой, сырок и т.д. Пробую сейчас консервы с таким же названием, да рядом не стояли! Много продукции перерабатывал завод из морской рыбы, поступающей из самых далеких регионов – красной рыбы, сельди и т.д. Тогурская птицефабрика снабжала курами и яйцом не только Колпашевский район, ее продукция поступала и в город Томск и другие районы Томской области.
Немаловажное значение имела отлаженная работа Колпашевского пивзавода. Это сейчас в каждом ларьке и каждом супермаркете все что угодно можно купить, а 45 лет назад при другом строе, других жизненных ценностях это было очень значимо для народа.
Кстати, хорошая дорога от Колпашева до Тогура была проложена довольно быстро по его указанию. Кто летал в те годы на север Томской области, тот знаком с прекрасным авиаотрядом Колпашева. Он обслуживал тогда всех нефтяников, Стрежевой, весь север области. Несколько скептически воспринималась у меня и других мысль о настоящем курорте, глядя в середине семидесятых на маленькие кабинки из досок посреди поля в Чажемто, внутри которых был сооружен горячий душ минеральной воды. Уже тогда туда ехали больные люди, живя как придется и где придется. Именно при В.И. Зоркальцеве началось строительство в нашей области всем теперь известного санатория в Чажемто, функционирующего по сей день и приносящего огромную пользу людям.
Согласитесь, все перечисленное в этом районе невозможно без инициативы, самого активного участия первого руководителя района.
Отдельно немного хочу остановиться на работе с ним на выше упомянутой стройке века – строительстве нефтепровода «Александровское – Томск – Анжеро-Судженск». Многие, безусловно, тоже отметят его вклад в строительство нефтепровода. Я достаточно подробно написал в своей книге «Я люблю тебя, жизнь» о большом вкладе в успешное строительство и своевременный пуск этого одного из самых мощных на тот момент нефтепроводов в стране партийного руководства области, в том числе В.И. Зоркальцева. Виктор Ильич, как и другие руководители, всегда был в курсе всего происходящего, как мы тогда говорили, на трассе «его» участка. О малейших перебоях в снабжении рабочих продовольственными товарами я сразу был им информирован. Решалось все быстро. Когда не выделялся положенный для этой категории рабочих дефицит (а это часто тормозилось нашей столицей), я подключал его, других секретарей райкомов, конечно обком, Е.К. Лигачева и мы писали, возмущались и добивались.
Много было трудностей, в районах была очень напряженная обстановка с кадрами. Не хватало работников в торговле, особенно в общественном питании. Однажды случилось так, что на трассе кормить людей было некому. На очередном совещании в Колпашевском горкоме я вынужден был сказать об этом первому секретарю обкома КПСС Е.К. Лигачеву. «А сам бы ты как эту задачу начал решать?» – ответил он. Я высказал мысль о мобилизации учащихся СПТУ, которое находилось в Колпашеве и готовило поваров. Я все обдумал, оставалась нереализованной только эта идея. Несмотря на позднее время, около 22 часов, первый секретарь Колпашевского горкома КПСС Виктор Ильич Зоркальцев отправил машину за директором этого училища. Тут же все обо всем договорились, он набрал добровольцев из числа учащихся. В ближайшие день-два мы их развезли по трассе, определили по вагонам-столовым, проинструктировали по всем вопросам. Безусловно, эта молодежь находилась под пристальным вниманием. Надо сказать, что эти девушки очень хорошо работали. При повторном посещении трассы министр лично в этом убедился. Мы решили наградить многих из них министерскими почетными грамотами. Я лично полетел за ними, а потом в очень торжественной обстановке в Колпашевском горкоме мы им вручили награды. Молодцы девчата, не подвели нас и всесоюзную стройку! Сейчас думаю, они ведь уже на пенсии, министерские грамоты, наверное, им пригодились, они позволяют пенсионерам получать некоторые льготы.
Мне посчастливилось неоднократно отдыхать в Кисловодске в то же время и в том же санатории, где отдыхал Виктор Ильич. Если в рабочих моментах он был очень серьезным, строгим, собранным, думал только о деле – здесь он был просто обычным человеком. В общении с медицинским персоналом, другими отдыхающими его отличала вежливость, доброжелательность, улыбчивость, уважительное отношение к людям. Никакого высокомерия, заносчивости и т.п. Очень любил природу, восхищался красотой Кисловодского парка и на терренкуре и просто при прогулках. Он всегда отдыхал со своей женой Еленой Николаевной, тоже чудесным человеком. При прогулках шутили, делились впечатлениями об экскурсиях, о чем-то увиденном ранее. Мы ездили с ним на все экскурсии в Домбай, на Эльбрус и т.д.; поднимались на фуникулерах, я много фотографировал. В экскурсионных автобусах собирался самый разный народ: молодежь, женщины с детьми, простые рабочие. Зоркальцев был всегда, как все. Садился, где есть свободное место. Места получше всегда уступал женщинам, детям. Все дружно пели хорошие песни на обратном пути в санаторий. Экскурсии на Эльбрус были с ночевкой, ночевали в какой-то придорожной гостинице. Мы с Зоркальцевым и с другими мужчинами в одной какой-то большой комнате спали, а его жена ушла с женщинами в другую. Хотя я уверен, в этой гостинице были и отдельные номера и ему не отказали бы. Ни у кого и мысли не было, что это первый секретарь горкома партии.
Вообще скромность в быту отличала Виктора Ильича. В частности, сужу об этом по нашим взаимоотношениям. Ни разу за все время нашего знакомства от него не было просьб о том, чтобы «достать» тот или иной дефицитный товар, чем, что уж греха таить, грешили многие руководящие работники в то время. После отдыха в Кисловодске Виктор Ильич оставшиеся дни отпуска проводил с Еленой Николаевной в Москве. Ходили в театры. Он очень любил искусство. У них очень хороший сын Алексей, я с ним знаком.
Немного фантазии: А если бы сейчас Виктор Ильич был главой администрации Колпашевского района, чтобы он сделал? Я думаю, в первую очередь добился бы строительства моста через р. Обь. Я знаю, что в те далекие семидесятые он об этом мечтал. И проблема эта не потеряла актуальности и сегодня. Ведь Колпашево осталось единственным райцентром в Томской области, который в течение как минимум двух месяцев в году (ледостав и ледоход) оказывается отрезанным от «большой земли». Да и в проект Северной широтной магистрали, строительство которой ведется в рамках госпрограммы «Дороги России», такой мост вписывается как нельзя лучше.
К. Зоммер, заслуженный ветеран Томской области. г. Томск, 2016 г.
ОГКУ ЦДНИ ТО. Ф. 5692. – Сдаточная опись №1 – Д. 40. – Компьютерный набор. Подлинник.