Автобиография Меркурьева Василия Васильевича

Г.И. Кан – В.В. Меркурьев и И.В. Мейерхольд в Нарымском крае

№2
Автобиография В.В. Меркурьева
(из личного листка по учету кадров)
15 июня 1943 г. г. Колпашево

Меркурьев Василий Васильевич. Художественный руководитель Нарымского окружного театра…

Родился я в 1904 году в городе Острове Псковской губ. в семье мелкого торговца, крестьянина по соц. происхождению. Отец до 1917 года занимался розничной дегтярной торговлей. Мать домохозяйка. С 1917 года отец был одним из организаторов трудовой артели огородников и работал в ней в качестве землепашца до 1924-го года (до дня его смерти – умер от туберкулеза кишок).

Я в гор. Острове окончил среднюю школу и поступил в театр в качестве секретаря клуба и помощника режиссера, параллельно работая на земле в артели огородников. С 1922-го года мне было поручено Новоржевским укомом ВКП(б) организовать театральный летний сезон, проработав в Новоржеве год в качестве управляющего театром и актером, губком командировал меня в Институт сценических искусств (Ленинград). В 1927 году я окончил институт по классу засл. деятеля искусств Л.С. Вивьена и совместно с Вивьеном организовали молодой театр Т.А.М. (Театр Актерского Мастерства), где работал я в качестве зам. худрука, актера и режиссера. Когда театр весь целиком был влит в систему академических театров в качестве филиала быв. Александринского театра, меня пригласили режиссером и актером в Краевой Самарский театр, где параллельно вел курс актерского мастерства в Самарском ТРАМе. По окончании контракта в 1932 г. я вернулся в Ленинград и принял активное участие в организации Ленинградского театра Красной Армии, где работал в качестве зам. начальника театра, актером и режиссером. В 1935 г. из-за отсутствия помещения театр целиком был переведен в систему УЗП[5] и именовался Театром Л.С. Вивьена. В 1937 году я был приглашен в Лен. Академический театр драмы им. Пушкина, где и работаю по сие время. В 1942 году театр командировал меня на год в порядке шефства  в Нарымский окружной театр в качестве худрука.

С 1927 года параллельно с основной работой занимался педагогической деятельностью, с 1932-го года вел класс по актерскому мастерству в Ленинградском институте сценических искусств. Воспитал по инициативе С.М. Кирова из казахской молодежи Национальный Казахский театр, который сейчас работает в Чимкенте. Выпустил целый курс окончивших студентов (под моим руководством) Института сц. иск. и передал всю мастерскую в Белорусский театр. За все выпуски имею благодарности от республик. В театре не однажды был премирован. С 1934 года снимался в ряде картин Ленфильма, Мосфильма, Одессе, Киеве, Белгоскино. Сейчас проживаю в гор. Колпашево, имею семью из десяти человек, из нее трое детей погибшего брата Петра Васильевича Меркурьева, работавшего нач. строительством Ижорского завода, члена ВКП(б) с 1924 года[6]. Жена Ирина Всеволодовна Мейерхольд, по соц. происхождению мещанка. Работает в театре в качестве режиссера.

Подпись

ОГУ ЦДНИ ТО. Ф.206. Оп.1. Д.737. Л.87-87об. Подлинник. Рукопись на бланке.

Автобиография Мейерхольд Ирины Всеволодовны

Г.И. Кан – В.В. Меркурьев и И.В. Мейерхольд в Нарымском крае

№1
Автобиография И.В. Мейерхольд
(из личного листка по учету кадров)
13 июня 1943 г. г. Колпашево

Мейерхольд Ирина Всеволодовна, рожд. 1905 г. Режиссер Окружного Нарымского театра, командирована Ленинградским театром им. Пушкина (гор. Новосибирск)  13 июня 1943 г.

Отец – Мейерхольд Всеволод Эмильевич, происхождения купеческого, сословие мещанин. До революции – актер МХАТа, в дальнейшем режиссер. После революции режиссер театра своего имени, народный артист республики. Работал и жил в Москве, член партии с 1918 г. Был …….(слово пропущено, оставлено для него место – прим. ред.) органами НКВД в июне 1939 г. Где находится, не знаю[2]. В 1923 г. разошелся с матерью, женившись вторично[3], я не жила с ним с 1923 г. Самостоятельно материально живу с 1921 г.

Мать: Ольга Михайловна Мейерхольд, происхождение – дворянка, сословие – мещанка (домохозяйка), умерла в 1940 г. в ноябре, жила на моем иждивении с 1923 г.

Сестра: Белецкая Мария Вс. (домохозяйка)  умерла в 1929 г.. Остались после нее двое детей, жили у меня на иждивении. Оба ушли добровольцами в ряды Красной Армии с первых дней войны – Игорь Евгеньевич Белецкий и Нина Евгеньевна Белецкая. Вестей о них не имею.

Сестра: Мейерхольд Татьяна Всеволодовна, рожд. 1902 г., живет в Москве с 1920 г. Комсомолка, сейчас член партии. Директор совхоза под Москвой.

Муж: Меркурьев Василий Васильевич, происх[ождение] – крестьянское, актер Ак[адемического] Ленинградского ордена Красного Знамени театра им. Пушкина. Командирован  художественным руководителем в окр. Нарымский театр, гор. Колпашево.

Я родилась в гор. Пенза, с 9 месяцев в гор. Ленинграде, с 1918 г. по 1919 г. гор. Ростов и Новороссийск без родителей с сестрами,  в 1920 г. в гор. Москве, где заканчивала среднее и высшее образование. Рабочий стаж начался с 1921 г. в Центропечати (Москва) делопроизводителем. В 1921 г., в сентябре, поступила в ГВыРМ[4] (режиссерские мастерские). В дальнейшем они были влиты в ГИТИС. Окончила высшее образование по классам актерского и режиссерского факультета. Педагогический стаж начался в 1923 г. (одновременно с учебой). В 1923 г. была командирована в Ленинград для преподавания в Пролеткульте сценического движ[ения]. Возвратившись, окончила свое образование, не прерывая педагогического стажа. В 1927 г. окончила образование, получив звание педагога сценического движения, актрисы и режиссера. Актерский стаж начался с 1925 г. по 1929 г. В 1929 г. по семейным обстоятельствам (воспитание двух племянников) переехала в Ленинград. С 1925 по 1929 г. работала в театре Мейерхольда в качестве актрисы и педагога сценич. движ.

В Ленинграде, работая в основном режиссером Красного театра с 1930 по 1934 гг., вела педагогическую и режиссерскую работу в театрах оперы и балета, Большом драматическом, ТЮЗе, Малом оперном, Госэстраде, Ленфильме, Белгоскино, Пролетарский актер и мн. др. коллективы (это в период с 1929 по 1941 гг.). В 1934 г. Красный театр (помещение Гос. Нардома) сгорел, театр был вынужден уехать в Донбасс, и меня отпустили по семейным обстоятельствам. Работая с 1931 г. в Лен. гос. театр. институте, я осталась там на основную работу и работала по 1941 г., до момента эвакуации с театром им. Пушкина. Институт командировал меня для организации Казахского театра в 1939 г., за что я имела благодарность от Совнаркома КССР. В 1941 г. (апрель) была командирована организовать Осетинский театр, за что тоже имею благодарность и по институту. В Новосибирске, работая в театре им. Пушкина, вела военно-шефскую работу от Дома Красной Армии, была отмечена в приказе благодарностью.

В 1942 г. была командирована театром им. Пушкина в Окр. Нарымский театр, гор. Колпашева.

Подпись

ОГУ ЦДНИ ТО. Ф.206. Оп.1. Д.737. Л.90-90об. Подлинник. Рукопись на бланке.

Г.И. Кан – В.В. Меркурьев и И.В. Мейерхольд в Нарымском крае

В годы Великой Отечественной войны томский край стал одним из значительных культурных центров страны, чему способствовала эвакуация в Сибирь из европейской части страны  ведущих учреждений культуры, театральных коллективов и в целом государственная политика, направленная на сохранение культурного потенциала советского общества и использование художественного творчества в целях активизации борьбы с фашизмом. Это рассматривалось советскими и партийными органами как одна из главных социально-политических задач военного времени.

В Центре документации новейшей истории Томской области  (ОГУ ЦДНИ ТО) имеются на хранении документы, в которых, в частности, запечатлена история Нарымского окружного театра (1942–1944 гг.). История эта примечательна тем, что в становлении и работе театра сыграли значительную роль два выдающихся мастера сцены  актер и педагог Василий Васильевич Меркурьев (1904–1978) и его жена режиссер и педагог Ирина Всеволодовна Мейерхольд (1905–1981) – дочь и ученица репрессированного в 1939 г. режиссера-новатора Вс. Мейерхольда. Работники Ленинградского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина, эвакуированного с началом войны в Новосибирск, В.В. Меркурьев и И.В. Мейерхольд были командированы летом 1942 г. в Нарымский округ (тогда Новосибирской обл.) для оказания шефской помощи в организации окружного театра. Меркурьев – в качестве художественного руководителя, Мейерхольд – в качестве режиссера. Для работы в театре были привлечены кадры из театров Томска, Новосибирска и др. городов. Зимний сезон 1942/1943 гг. театр работал в Каргаске, с 26 мая 1943 г. – в г. Колпашеве. В июле-августе 1943 г. театр выезжал с творческим показом в Новосибирск, где получил высокую оценку зрителей, театральных коллег и областного руководства. Далеко спустя после войны И.В. Мейерхольд с теплом вспоминала нарымчан, морально и материально поддерживавших их многодетную семью в суровых условиях северного края. Об этом же пишет в книге о родителях Петр Меркурьев-Мейерхольд, родившийся в 1943 г. в г. Колпашево[1].

Подлинные документы архива о работе супругов В.В. Меркурьева и И.В. Мейерхольд в Нарымском крае, выдержки из которых здесь представлены, не требуют пространных комментариев, но требуют вдумчивого их прочтения в свете времени их создания, а также  фактов биографий основных героев.

№1
Автобиография И.В. Мейерхольд
(из личного листка по учету кадров)
13 июня 1943 г. г. Колпашево

Мейерхольд Ирина Всеволодовна, рожд. 1905 г. Режиссер Окружного Нарымского театра, командирована Ленинградским театром им. Пушкина (гор. Новосибирск)  13 июня 1943 г.

№2
Автобиография В.В. Меркурьева
(из личного листка по учету кадров)
15 июня 1943 г. г. Колпашево

Меркурьев Василий Васильевич. Художественный руководитель Нарымского окружного театра…

№3
Обращение директора Нарымского окружного театра Л. Газинского в Колпашевский горком ВКП(б)
14 июня 1943 г. г. Колпашево

В общем плане боевых политически-хозяйственных задач, стоящих перед Новосибирской областью, удельный вес Нарыма за последние два года значительно возрос, и приезд на гастроли театральных коллективов, в том числе Ленинградского театра им. Пушкина (летом 1942 г.), окончательно утвердил идею создания своего Нарымского окружного театра.

№4
Отзыв зав. кафедрой международных отношений межобластных партийных курсов Н.Е. Рогозина на постановку И.В. Мейерхольд по пьесе Н. Островского «Поздняя любовь»
7 июля 1943 г. г. Новосибирск

Несколько замечаний к постановке Нарымским окружным театром спектакля по пьесе Островского «Поздняя любовь», пос. Мейерхольд.

6/VII-43 г. я с большим вниманием и удовольствием просмотрел замечательный спектакль, поставленный т. Мейерхольд по пьесе Островского «Поздняя любовь». В целом коллектив артистов театра играл хорошо, и выделялись своей блестящей игрой тов. Меркурьев и Гарин. Я впервые видел игру тов. Меркурьева в пьесе, а тем более в такой сложной роли, как Николай, молодой поверенный. Роль Николая т. Меркурьевым была проведена и сыграна блестяще, с большим мастерством и большим чувством. Неплохо были разыграны и другие роли – дурака (Глушко), дочь адвоката (Мартышева), хороша Лебедкина (__________) и хозяйка-мать (Яковлева). Правда, в первом акте т. Яковлева чувствовала себя неуверенно, говорила скороговоркой. В последующих актах игра хозяйки-матери проведена хорошо.

В сравнении с прошлым годом, театр из самодеятельного превратился в настоящий театр, видно (правда, сужу по двум постановкам), коллектив основательно поработал и вырос в хороший творческий коллектив. Коллективу необходимо еще много работать и совершенствоваться, тем не менее, нельзя отрицать и того, что в сравнении с прошлым годом он вырос. Это положение видно по хорошо поставленному спектаклю «Поздняя любовь».

Подпись

ОГУ ЦДНИ ТО. Ф.206. Оп.1.  Д.737. Л.74-74об. Подлинник. Рукопись.

№5
Телеграмма-молния зам. зав. отдела пропаганды и агитации Нарымского окружкома ВКП(б) в Новосибирский обком ВКП(б)
21 июля 1943 г. г. Колпашево

Сообщаю сведения премьера Мещане постановке Меркурьева прошла двадцатого полным сбором спектакль нами принят оценкой отлично тчк Отъездом Газинского работа всего коллектива резко изменилась лучшую сторону тчк Молнируйте срок выезда театра Новосибирск от Газинского зпт Еремина ничего нет все упаковано тормозится дальнейшая работа тчк …

Кутафьев

ОГУ ЦДНИ ТО. Ф.206. Оп.1. Д.737. Л.82. Отпуск. Машинопись.

№6
Характеристика художественного руководителя Нарымского окружного театра В.В. Меркурьева
28 июля 1943 г. г. Колпашево

За время работы в Нарымском окружном театре в качестве художественного руководителя Василий Васильевич Меркурьев проявил большую заботу о повышении общей театральной культуры коллектива театра.

За время пребывания тов. Меркурьева творческий состав театра заметно вырос и имеет все возможности к дальнейшей творческой работе над классическим и современным репертуаром. Поставленные под руководством тов. Меркурьева пьесы отличаются вдумчивостью, художественной выразительностью, слаженностью всего ансамбля, простотой и доходчивостью до зрителя, в особенности удачна последняя работа постановки тов. Меркурьева – пьеса А.М. Горького «Мещане».

Секретарь Нарымского ОК ВКП(б) по пропаганде и агитации

Подпись Зайцев

ОГУ ЦДНИ ТО. Ф.206. Оп.1. Д.737. Л.80. Подлинник. Машинопись.

№7
Проект постановления бюро Нарымского окружкома ВКП(б) «О работе Нарымского окружного театра»
«___» июля 1943 г. г. Колпашево

Бюро Нарымского ОК ВКП(б) отмечает, что помощь, оказанная Новосибирским обкомом ВКП(б) в виде пополнения театрального коллектива в 1942 году квалифицированными кадрами артистов и, в частности, посылке художественным руководителем одного из ведущих артистов Ленинградского академического ордена Ленина театра им. Пушкина тов. Меркурьева значительно повысила творческую деятельность Нарымского окружного театра и создала условия для дальнейшего его роста.

Эту благоприятную обстановку работы директор театра тов. Газинский закрепить не сумел и не создал необходимых условий для работы вновь организованного театрального коллектива.

Тов. Газинский вместо того, чтобы заниматься непосредственной своей работой по дальнейшему укреплению театра, расколол коллектив театра на отдельные беспринципные группировки, организовал травлю, третирование художественного руководителя тов. Меркурьева, встал на путь голого администрирования, не создал нормальных условий в его работе, а, наоборот, в своих заявлениях руководящим организациям огульно охаял всю его деятельность и как режиссера, и как художественного руководителя.

К общей деятельности театра тов. Газинский относится беспечно, театр работает с перебоями, повседневными нуждами театрального коллектива не интересуется, в ряде случаев препятствует творческому росту молодых актеров. Вместо проведения политической и политико-воспитательной работы среди коллектива тов. Газинский пошел по пути администрирования и увольнения способных молодых артистов, создав тем самым в театре напряженное положение с кадрами.

Бюро Нарымского ОК ВКП(б) постановляет:

1. Директора Нарымского окружного театра тов. Газинского как не обеспечившего руководства с работы снять, о чем довести до сведения Новосибирского областного отдела искусств…[7]

4. Просить обком ВКП(б) в целях поднятия творческой активности коллектива и дальнейшего роста театральной культуры:

а) продлить срок командировки художественного руководителя театра – артиста Ленинградского академического ордена Ленина театра им. Пушкина тов. В.В. Меркурьева еще не один год, т.е. до 15 августа 1944 года;

б) разрешить творческий показ Нарымского окружного театра в гор. Новосибирске в августе текущего года с выездом всего театрального коллектива…

Секретарь Нарымского ОК ВКП(б) Н. Брызгалов

ОГУ ЦДНИ ТО. Ф.206. Оп.1. Д.737. Л.59-60; Авторизованная машинопись.

№8
Выводы комиссии отдела искусств Новосибирского облисполкома по итогам смотра  Нарымского окружного театра
[август] 1943 г. г. Новосибирск

…За минувший год театр осуществил 10 постановок, из них три классических пьесы («Правда хорошо, а счастье лучше» Островского – реж. Меркурьев, «Поздняя любовь» Островского – реж. Мейерхольд и «Мещане» Горького – реж. Меркурьев), четыре советских пьесы («Надежда Дурова» Липскерова и Кочеткова – реж. Михайлов, («Русские люди» Симонова – реж. Михайлов и Мейерхольд, «Петр Крымов» Финна – реж. Мейерхольд и «Урок жизни» Головчинера – реж. Михайлов) и три драматических концерта (Чехов, Горький, Мопассан).

№9
Приказ № 83 по Новосибирскому областному отделу по делам искусств с объявлением благодарности В.В. Меркурьеву
25 августа 1943 г. г. Новосибирск

Командированный на год в Нарымский окружной театр художественным руководителем артист Государственного академического театра драмы им. Пушкина тов. Меркурьев В.В. проделал в коллективе большую работу по формированию труппы в целостную художественную единицу, по созданию ансамблевого спектакля, по воспитанию и росту актеров.

За творческую помощь, оказанную коллективу Нарымского окружного театра, объявляю тов. Меркурьеву благодарность.

Зав. обл. отделом по делам искусств Овчинникова

ОГУ ЦДНИ ТО. Ф.206. Оп.1. Д.737. Л.30, 33. Копия. Машинопись.

№9
Решение № 1296 Новосибирского облисполкома «О награждении Меркурьева В.В. почетной грамотой областного совета депутатов трудящихся»
26 августа 1943 г. г. Новосибирск

Тов. Меркурьев Василий Васильевич, артист Ленинградского академического театра драмы им. Пушкина, за год пребывания в Нарымском окружном театре в качестве  художественного руководителя, провел большую работу по художественному воспитанию коллектива.

Постановкой спектаклей, личным участием в спектаклях как мастер-актер, т. Меркурьев значительно поднял качество спектаклей.

Исполнительный комитет решил:

За большую проведенную работу в Нарымском окружном драматическом театре наградить тов. Меркурьева Василия Васильевича почетной грамотой областного совета депутатов трудящихся.

Председатель облисполкома И. Гришин

За секретаря – член облисполкома Н. Лапченко

ОГУ ЦДНИ ТО. Ф.206. Оп.1. Д.737. Л.32. Заверенная копия. Машинопись.

№10
Творческий отчет о гастрольной поездке в Новосибирск Нарымского окружного драматического театра
9 сентября 1943 г. г. Колпашево

Нарымский окружной театр после возвращения из гастроли в Новосибирске, где он имел большой успех, усиленно готовится к открытию нового театрального сезона. Возобновляются  лучшие постановки прошлого года, и готовится ряд новых спектаклей.

Публикацию подготовила главный хранитель фондов ОГУ ЦДНИ ТО
Кан Галина Исааковна
июнь 2008 г.

[1] И.В. Мейерхольд. Вместе с Меркурьевым. Воспоминания //Василий Васильевич Меркурьев. Сборник статей и воспоминаний. М.–ВТО.–1986; П. Меркурьев-Мейерхольд. Сначала я был маленьким. Книга о родителях. Издательство «Алгоритм». – 2001.

[2] Вс. Мейерхольд расстрелян в 1940 г.

[3] Вторым браком был женат на Зинаиде Райх.

[4] Государственные высшие режиссерские мастерские под руководством В.Э. Мейерхольда.

[5] Управление зрелищных предприятий.

[6] Петр Васильевич Меркурьев репрессирован в 1939 г., в честь него был назван сын В.В. Меркурьева и И.В. Мейерхольд, родившийся в г. Колпашево в 1943 г.

[7] Новым директором театра был назначен в июле 1943 г. Д.А. Крамской, он же с осени 1943 г. стал художественным руководителем театра.

Лит.: Кан Г.И. В.В. Меркурьев и И.В. Мейерхольд в Нарымском крае (история в документах) // Каменный мост: литературно-художественный альманах – Томск: изд-во НТЛ, 2008. с. 354-374

Томичи – Герои Советского Союза

Звания Герой Советского Союза удостоены 186 человека (из них 32 посмертно), родившихся или проживавших на территории Томской области.

Это 13 уроженцев г. Томска –  А.К. Ерохин, Л.Н. Ефимов, Б.А. Ивановский, Г.Ф. Карташов, Л.З. Котляр, М.П. Кутейников, Б.В. Мельников, Ф.И. Пересыпкин, Ш.С.Рахматуллин, Н.Н. Рукавишников, С.Г. Смирнов, Г.Д. Цоколаев, С.И. Ярославцев;

и 24 уроженца районов области:

Асиновского – А.М. Денисов,

Зырянского – Г.Я. Дмитриев, Г.И. Егоров, М.К. Ефанов, А.А. Пищулин, В.И. Смирнов,

Каргасокского – А.П. Ерофеевский,

Кожевниковского – П.Ф. Гаврилов, Н.И. Суковатов, Ф.Л. Трофимов,

Колпашевского – Н.Г. Барышев, Г.В. Голищихин, Е.А. Жданов, Ф.А. Трифонов,

Кривошеинского – Ф.М. Зинченко, Ф.Г. Камалдинов,

Молчановского – А.В. Вильдиманов,

Первомайского – П.С. Коростелев, П.И. Пастырёв,

Томского – А.А. Бараулин, Н.Я. Дорохов, А.И. Колодников, С.З. Сухин, Д.Ф. Тимофеев.

Четыре человека награждены в 1940 за финскую войну (С.Н. Бутяков, И.З. Дребот, М.П. Кутейников, И.Ф. Спиряков), 180 – за подвиги в годы Великой Отечественной войны, один – за освоение космоса (Н.Н. Рукавишников). Двое (генерал-лейтенант А.П. Шилин и летчик-космонавт Н.Н. Рукавишников) удостоены этого звания дважды.

Награждения за военные подвиги по годам распределяются таким образом:

в 1940 г. награждены 4 человека,

в 1942 – 3,

в 1943 – 59 человек (из них большинство за форсирование р.Днепр на территории Украины и Белоруссии),

в 1944 – 45 человека,

в 1945 – 73, в 1946 – 1, в 1948 – 1.

Большое число награжденных (99 чел.) дали выпускники, курсанты и преподаватели военных учебных заведений, размещавшихся на территории Томской области (15-я Окружная школа отличных стрелков снайперской подготовки (Асино), Асиновское военно-пехотное училище, Белоцерковское военно-пехотное училище, Военная электротехническая академия связи, Днепропетровское артиллерийское училище, ТАУ, ТАУ-1, ТАУ-2, Томская артиллерийская школа, Томское военно-пехотное училище, Тульское оружейно-техническое училище).

Из них 53 Героя Советского Союза являлись курсантами, выпускниками, преподавателями томских артиллерийских училищ (ТАШ, ТАУ, ТАУ-1, ТАУ-2).

Наградами были отмечены участники битвы за Москву, за Курскую битву, боев за Ленинград, на мурманском направлении, в Карелии, на Северном Кавказе, в Латвии, Литве, за освобождение Украины и Белоруссии (особенно много за форсирование Днепра), за освобождение Молдавии; за пределами СССР – за освобождение Румынии, Польши, Венгрии, Чехословакии, Германии (в том числе участники боев за Берлин), Норвегии.

Среди награжденных за военные подвиги в годы Великой Отечественной войны – пехотинцы, артиллеристы, летчики, танкисты, партизаны. Самым молодым Героем Советского Союза был Ф.М. Шакшуев, выпускник Асиновского военно-пехотного училища, которому в момент награждения было около 18 с половиной лет. Единственным ныне живущим в Томске Героем Советского Союза (2009) является Геннадий Николаевич Ворошилов.

Среди 25 кавалеров Ордена Славы 13 человек родились на территории Томска и Томской области, и 12 человек проживали на территории Томской области в послевоенные годы. Из полных кавалеров ордена Славы в Томске живет Иноземцев Михаил Иванович.

Н.Б. Морокова, специалист Департамента по молодежной политике,физической культуре и спорту Администрации Томской области,

Л.Н. Приль, заместитель директора Центра документации новейшей истории Томской области

Томская земля в годы Великой Отечественной войны: эвакуация

К началу Великой Отечественной войны в Томске насчитывалось более 150 тысяч человек. В пределах нынешней Томской области проживало около 600 тысяч человек. В Томск были эвакуированы заводы, институты, правительственные учреждения, предприятия, госпитали, технические училища, детские дома, неорганизованное население, всего более 60 тысяч человек.

Было мобилизовано более 130 тысяч человек, не вернулось с фронтов Великой Отечественной войны около 70 тысяч воинов. (далее…)