Карташов Николай Иванович

В октябре 2017 г. исполняется 150 лет со дня рождения Николая Ивановича Карташова – одного из основоположников паровозостроения в России, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, Лауреата Сталинской премии, профессора Томского Технологического института. В ОГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области» хранятся документы из личного архива Н.И. Карташова, переданного его внучкой Т.Л. Мирютовой.

Особую ценность представляют документы биографического характера (паспортная книжка, документы о присвоении званий и ученых степеней, сведения о награждениях, анкетные данные, фотографии), а также автобиография Н.И. Карташова, написанная его дочерью Надеждой Николаевной Карташовой, биологом-генетиком, доктором наук, профессором Томского государственного университета.

Карташов Николай Иванович с женой Изабеллой Викентьевной. [1899-1902] гг. // ЦДНИ ТО. - Ф. 5804. - Оп. 1. - Д. 25.Николай Иванович Карташов родился 5 октября 1867 г. в станице Мелиховской Новочеркасской области в семье казачьего офицера-артиллериста и дочери главного врача Войска Донского.

В 188[9] г. Николай Карташов окончил Новочеркасское реальное училище (был первым учеником) и поступил в Харьковский технологический институт по специальности инженер-технолог, обучение в котором завершил с отличием. В 1891-1892 гг. Н.И. Карташов отбывал воинскую службу в г. Павловске Петербургской губернии.
Трудовая деятельность Николая Ивановича началась в 1892 г. в депо Новочеркасской железной дороги в должности слесаря, а затем помощника машиниста на паровозе. Такое начало трудовой деятельности было избрано самим Карташовым, который считал, что инженер обязан пройти на практике весь путь работников на транспорте, начиная с самых азов. В 1893 г. Н.И. Карташов был назначен начальником участка тяги на строительстве Уссурийской железной дороги, а в 1898 г. переведен на работу в Министерство путей сообщения. Уведомление об утверждении Н. И. Карташова на должность директора Томского технологического института. 17 июня 1911 г. // ЦДНИ ТО. - Ф. 5804. - Оп. 1. - Д. 2.В это время в Томске велось строительство первого в Сибири технологического института, и директор еще не открывшегося учебного заведения профессор Е. А. Зубашев заранее тщательно подбирал преподавательские кадры. Он и пригласил Карташова в Томск. Министерством просвещения Николай Иванович был зачислен стипендиатом для подготовки к научно-педагогической деятельности.

В 1900-1902 гг. Карташов командируется за границу, в Германию, Францию, Австрию, Венгрию с целью изучения мирового опыта паровозостроения на крупных заводах этих стран. Результатом обширной поездки по странам Западной Европы становится изданная им в 1902 г. первая монография «Опытные исследования паровозов», не имеющая на тот момент аналогов в мировой и отечественной технической литературе.

1 июня 1904 г. Николай Иванович утвержден в должности ординарного профессора по кафедре прикладной механики и машиностроения Томского Технологического Института (ТТИ), а в 1906 г. избран деканом механического отделения института. С 1911 г. по 1916 г. являлся директором ТТИ.

Выписка из протокола № 35 заседания Совета народных комиссаров от 20.04.1929 г. // ЦДНИ ТО. - Ф. 5804. - Оп.1. - Д. 6.После Октябрьской революции 1917 г. Н.И. Карташов продолжал активно трудиться как ученый, педагог. В 1920 г., одновременно с работой в ТТИ, организовал теплотехнический отдел Томской железной дороги; в 1922-1925 гг. вел активную работу в организационном бюро съездов инженеров служб путей Сибири.

В начале 1930-х гг. из Томского Технологического Института выделился механический факультет и на его основе был создан Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта, куда Карташов перевелся на должность заведующего кафедрой «Паровозы», где работал до конца жизни.

Выписка из протокола № 18/84 заседания Высшей Аттестационной Комиссии от 29.05.1935 г.:
Слушали: Об утверждении Н.И. Карташова в ученой степени доктора технических наук без публичной защиты диссертации.
Постановили: Утвердить Н.И. Карташова в ученой степени доктора технических наук.

ЦДНИ ТО. – Ф. 5804. – Оп. 1. – Д. 6. – Л. 3. Подлинник. Машинопись.

Н. И. Карташов в своем кабинете после получения ордена Ленина. 1936 г. // ЦДНИ ТО. - Ф. 5804. - Оп.1. - Д. 24.Н.И. Карташову первому принадлежала идея изучения и распространения стахановских методов работы на железнодорожном транспорте и привлечения к этому делу научно-технических сил. Идея заключалась в объединении науки и стахановского труда, в сочетании теоретических знаний ученых с передовой практикой стахановцев. Данное движение на транспорте получило название «Карташовское», к работе были привлечены 150 авторов по 60 специальностям.

Среди книг, написанных Н.И. Карташовым, следует отметить «Курс паровозов» (в шести томах), в течение многих лет служивший учебником для студентов транспортных вузов, и за который Николай Иванович был первым в Сибири удостоен Сталинской премии (1941 г.). Труд Николая Ивановича был неоднократно отмечен – он награжден рядом орденов в царское время, в советское время орденами Ленина и Знак Почета, медалями и Знаком «Почетный железнодорожник», Н.И. Карташову первому в Томске присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР (1929 г.).

Из протокола № 268 заседания бюро Томского горкома ВКП(б) от 28.10.1942 г.:
Слушали: О 75-летнем юбилее со дня рождения и 50-летии научной деятельности Н.И. Карташова.
Постановили: В связи с исключительными заслугами Н.И. Карташова в научно-педагогической деятельности и оказания помощи железнодорожному транспорту отметить 75-летие со дня рождения и 50-летие научной деятельности лауреата Сталинской премии, орденоносца — профессора Н.И. Карташова.

ЦДНИ ТО. – Ф. 80. – Оп. 3. – Д. 95. – Л. 131-132. Подлинник. Машинопись.

Николай Иванович Карташов умер 24 апреля 1943 г. в возрасте 76 лет. Через год после его смерти решением Томского горисполкома ул. Садовая в г. Томске была переименована в ул. Карташова.
Основание: ф. 5804, оп. 1, д. 10, л.2-7; д. 21, л. 4-8; д. 22, л. 6об.; д. 35, л. 2-4.