П. М. Немирович-Данченко
В соответствии с Указом Президента РСФСР от 24 августа 1991 г. «О партийных архивах» документы органов КПСС и ВЛКСМ были переданы на государственное хранение и включены в состав Архивного фонда Российской федерации. На базе бывших партийных архивов были созданы учреждения, наименования которых отражали специфику хранящихся в них документов: центр документации новейшей истории, государственный архив социально-политической истории; государственный архив новейшей истории; государственный архив современной документации; государственный архив общественных объединений; центр документации общественных движений и партий; государственный архив историко-политической документации; центр новейшей истории.
Следует отметить, что наименование «Центр документации новейшей истории», которое носит около десятка архивных учреждений в России, на наш взгляд, не слишком удачно, поскольку не ассоциируется в глазах граждан с понятием «архив». Тем более, что словосочетание «центр документации» нередко используется коммерческими учреждениями (например, осуществляющими услуги копирования документов), не имеющими никакого отношения к нашей отрасли. Прибегая к услугам ЦДНИ ТО, и граждане, и организации часто используют словосочетание «архив на Источной» вместо не слишком им понятного «центр документации». Из всех используемых на сегодняшний день наименований бывших партийных архивов наиболее адекватным представляется «государственный архив социально-политической истории» или «государственный архив новейшей истории».
Следует выделить несколько основных направлений «эволюции» бывших партархивов.
Во-первых, это сохранение партархива в виде самостоятельного архивного учреждения, с сохранением основного профиля работы. Основную массу документов таких архивов по-прежнему составляют фонды КПСС и ВЛКСМ. В 90-х гг. начинается прием документов общественных организаций, государственных учреждений, политических партий, личных фондов и коллекций. Пример: Астрахань (ГАСД АО), Волгоград (ЦДНИ ВО)
Во-вторых, это слияние партархива с государственным архивом области. Примеры: Владимир, Иваново, Мурманск, Новосибирск.
В-третьих, это сохранение партархива как самостоятельного архивного учреждения, но с присоединением функций архива документов по личному составу. Примеры: Оренбург, Тамбов, Ставрополь.
В-четвертых, это слияние бывшего партархива и архива документов по личному составу и образование нового архивного учреждения. Примеры: Тюмень, Калининград.
Всего были проанализированы данные по архивным учреждениям 54 регионов РФ. Из них в 16 субъектах РФ одновременно существуют как самостоятельные учреждения бывшие партийные архивы и архивы по личному составу. В 13 субъектах РФ бывшие партийные архивы хранят также документы по личному составу (или созданы новые архивы путем слияние архивов партии и архивов по личному составу). В остальных случаях в регионе существует только госархив, или госархив и архив по личному составу.
Остановимся более подробно на третьем пункте: использование бывших партархивов для хранения документов по личному составу, поскольку эта тема весьма актуальна для нашего региона.
Бывшие партийные архивы располагали хорошей материально-технической базой и к началу 90-х годов имели достаточное количество свободных площадей для приема документов.[1] В связи с этим многие из этих архивов стали использоваться для хранения документов ликвидированных организаций. «Многочисленные реорганизации, ликвидации, банкротства, смена формы собственности учреждений, организаций, предприятий вызвали необходимость массового приема документов. И как следствие — значительно возросла нагрузка на хранителей фондов».[1]
Кроме того, массовый прием документов по личному составу сильно сократил бюджет времени тех сфер деятельности бывших партийных архивов, которые не были связаны с исполнением социально-правовых запросов. Это хорошо видно на примере Белгородского ЦДНИ и Томского ЦДНИ.
«Основным видом работы Центра ДНИ Белгородской области являются на сегодняшний день исполнение запросов граждан и организаций по вопросам подтверждения трудового стажа, заработной платы, другим направлениям, необходимым для обеспечения пенсионных прав, а также обеспечение сохранности документов, касающихся социальной защищенности граждан».[2]
Аналогичная ситуация складывается и в ОГУ ЦДНИ ТО. Исполнением социально-правовых запросов вынуждены заниматься сотрудники всех отделов, тратя на этот вид деятельности большую часть рабочего времени, в ущерб всей остальной работе.
По-видимому, оптимальным является тот вариант, когда архив социально-политической истории отделен от архива документов по личному составу. Или же в составе единого архива должен быть мощный отдел социально-правовых запросов со штатной численностью не менее десяти человек.
Источники:
- 1. Из доклада Шабановой Т. Е. «Проблемы обеспечения сохранности документов в ретроспективе их практического решения»
- 2. Об истории ЦДНИ Белгородской области:
- http://belgorod-archive.ru/?q=content/tsdni