Л.Л. Лозовая. Выступление на областном совещании работников архивных учреждений Томской области

Л.Л. Лозовая. Выступление на областном совещании работников архивных учреждений Томской области. г. 14.03.2007.

Валентина Кузьминична в своём докладе сказала о той работе, которую проводят работники архивов области в рамках проводящейся в стране пенсионной реформы. Прежде всего, это работа по приёму документов по личному составу от предприятий ликвидированных в ходе банкротства или в соответствии со статьёй 61 Гражданского Кодекса РФ. Затем работа по приёму граждан, исполнению запросов социально правового характера. В обсуждении доклада мне хочется остановиться не на том, с каким напряжением приходиться работать архивистам области, на этих направлениях архивной деятельности, а на том какие при этом проблемы возникли и зреют, а так же к каким последствиям может привести их замалчивание.

Первая проблема, связана с передачей на госхранение документов по личному составу от ликвидированных организаций. Вторая проблема – исполнение запросов социально правового характера, конкретно о подтверждении прав граждан на досрочную пенсию, или как мы их называем – льготных запросов. Эти проблемы взаимосвязаны, существуют «два в одном».

Все присутствующие в этом зале помнят то время, в начале 90-х, когда вышло распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.04.92 № 781-р об обеспечении сохранности документов по личному составу. Согласно этому распоряжению, все ликвидируемые организации, независимо от форм собственности, обязываются передавать в государственные и муниципальные архивы документы по личному составу. Время, когда в архивы потоком начали поступать названные документы.

О возможностях архивов тогда никто не подумал. А они, эти возможности не безграничны. Вопросы обеспечения архивов дополнительными площадями и кадрами решаются трудно. Даже областные архивы, имея в настоящее время прекрасную перспективу по увеличению площадей архивохранилищ, не могут оптимистически смотреть в будущее. Потому что требует решения вопрос о передаче на госхранение документов по личному составу таких крупных предприятий как ОАО «Ролтом» – 126700 ед. хр., ОАО «Томский завод резиновой обуви» – 376000 ед. хр., ОАО «Томский электроламповый завод» – 80000 ед. хр., ОАО «Сибэлектромотор» – 120000 ед.хр. и так далее. Все перечисленные предприятия имеют свои ведомственные архивы, штат архивных работников, занятых сохранением документов и исполнением запросов. При передаче документов на госхранение, госархивы примут не только документы, но и тот объём работы, который доселе выполнялся работниками ведомственных архивов. Увеличение объёма принятых дел лишь за счет названных ранее крупных промышленных предприятий (917000 дел), резко увеличит объём работы в государственных архивах и потребует увеличения их штатной численности.

Для справки. На 01.01.2007 года в ОГУ ЦДНИ ТО хранится 483000 дел, в том числе 214000 по личному составу. По имеющимся документам в 2006 году нами исполнено 4358 запросов – о размере заработной платы 1679, о стаже 2303, из них 229 о льготном стаже, подтверждающих льготный трудовой период продолжительностью 1918 лет. По сравнению с 2005 годом количество запросов увеличилось на 967. Четыре ведомственных архива уже перечисленных мной предприятий за 2006 год исполнили 2296 запросов. Вот такая простая арифметика! Вывод напрашивается сам собой!

Можно ли повлиять на изменение сложившейся ситуации? На наш взгляд можно и необходимо. Государство должно сделать разграничение между ликвидируемыми организациями. Разделив их на мелкие, ликвидируемые в основном по ст. 61 ГК РФ, и крупные промышленные.

В первом случае, чаще всего, происходит фактическая ликвидация юридического лица. Эти организации не имели ведомственных архивов и соответствующих штатов. Документы, кроме как передать на госхранение, им девать некуда. Поэтому, на наш взгляд, заботу, по обеспечению сохранности документов по личному составу этих организаций, государство должно взять на себя, посредством сети государственных и муниципальных архивов.

Другой подход должен быть к организациям банкротам – крупным промышленным предприятиям, которые бесконечно меняют лишь название и форму собственности, а производственные мощности и работающие на них люди, остаются. Ответственность за сохранность документов организаций предшественников, выдачу на их основе справок должна быть возложена на эти предприятия.

Именно эти предприятия должны хранить, передавать от собственника к собственнику не только техническую документацию, но и документы по личному составу. Это должно быть узаконено государством. При этом, помимо обязанности хранить документы, таким организациям должно быть предоставлено право выдачи справок работникам за весь период существования организации о трудовом стаже, о размере заработной платы, о переименованиях, справки об условиях и характере работы, дающих право на досрочную пенсию – о льготном стаже.

В настоящее время мы приняли документы ТРТЗ, ТЗРИ, завода «Электроцентролит» имевшие вредные производства. Опыт работы с документами этих организаций показал, что мы не в состоянии в полном объёме подтвердить льготный стаж работников этих предприятий. В подтверждение льготного стажа мы можем дать сведения об отвлечениях от основной работы (дополнительных отпусках, остановках в работе предприятий, прогулах). Условия работы и её характер, продолжительность рабочей смены мы не подтверждаем. В переданных нам документах таких сведений не содержится. Подобные сведения содержатся в техдокументации, которая остаётся на предприятиях. Даже, если бы необходимая техдокументация передавалась в государственные архивы, сотрудники архивов не смогли бы использовать эту документацию при исполнении запросов. На предприятиях к составлению справок о льготном стаже привлекаются – работники ведомственного архива, кадров, бухгалтерии, специалисты непосредственно с производства (мастера, начальники цехов). Они точно знают, как был задействован в производственном процессе любой конкретный работник. А работники государственных архивов не смогут связать работника предприятия с техусловиями и производственным процессом, так как в приказах по личному составу, в лучшем случае называется должность работника ( кочегар, шлифовщик, газоэлектросварщик и т.д.). Полные справки о льготном стаже предприятия готовят и выдают, но органы по начислению пенсий их не принимают!

Не принимают на законных основаниях. Потому что действующие организации не являются юридическими правопреемниками своих предшественников.

Непродуманная попытка решить обозначенную проблему была предпринята. В октябре 2004 года архивы получили письмо за подписями Председателя Правления Пенсионного Фонда РФ и Руководителя Федерального архивного агентства «О принятии органами ПФР архивных справок и копий документов, выданных организациями», но при условии, если эти организации включат в учредительные документы положения о своей ответственности за сохранность документов предшественников и о выдаче гражданам архивных справок и копий этих документов. Для этого органы управления архивным делом субъектов РФ должны проводить работу с организациями по включению в Уставы указанных дополнений. Вопрос в том, правомочны ли архивы давать подобные, не свойственные их функциям, рекомендации? Поэтому не случайно, что на сегодняшний день ни одна организация не изъявила желания внести дополнения в свои Уставы.

В результате, сложившегося положения дел, люди отработавшие во вредных условиях труда, имеющих законное право на льготную пенсию, вынуждены через суд доказывать это своё право. Количество недовольных граждан растет, соответственно росту количества отказных дел пенсионным фондом.

Мы предлагаем:

— на областном уровне, в рамках соглашения о социальном партнёрстве между Администрацией Томской области, Федерацией профсоюзных организаций и объединениями работодателей Томской области, договориться о внесении в учредительные документы организаций, в собственности которых оказались документы ликвидированных крупных промышленных предприятий, положений о сохранности документов по личному составу и выдаче, на их основе, справок социально правового характера. Но, учитывая, что такая договорённость может быть воспринята к исполнению не всеми организациями, и будет иметь временный характер, – выйти с инициативой о решении данного вопроса в законодательные органы РФ.

 

Директор ОГУ ЦДНИ ТО                                 Л.Л. Лозовая