Документальная выставка: к проблеме специфики жанра

Л.Н. Приль. (ЦДНИ ТО, зав. сектором использования публикации документов)

Документальная выставка – одна из форм использования ретроспективной документной информации. Выставки – главная площадка взаимодействия архива с публикой. Этими фразами можно закончить общеизвестные истины, касающиеся этого направления деятельности. А дальше располагается огромное поле проблемных положений, которые требуют творческих дискуссий, размышлений, поскольку выставка напрямую связана с местом и функциями архивов в обществе, а здесь не все еще однозначно решено. Высказанные ниже соображения касаются опыта работы в конкретном архиве, обладающем специфическим фондом – ЦДНИ ТО.

Известный теоретик архивоведения В.Н. Автократов относил жанр документальной выставки к «малым формам» использования [1]. Своеобразие этого жанра состоит в нескольких аспектах.

1. Восприятие материала. В практике музейной работе при подготовке выставок избегают перенасыщать экспозицию плоскостным материалом из-за его невыразительности. В архивах же, наоборот, зрелищно невыразительный материал становится основой экспозиционного ряда, изредка перемежаясь с фотографиями или предметами.

В провинциальных архивах, в отличие от центрального выставочного зала Росархива, на документальных выставках преобладает плоскостной материал. То есть сложность в восприятии выставки связана с внешней невыразительностью материалов.

Восприятие самих документов также сопряжено с определенными трудностями. В.Н. Автократов отмечал, что на архивной выставке посетителю предлагаются документы в «чистом натуральном виде», то есть неадаптированном, семантически не переработанном [2]. По-другому сказать, – это сырьё, фактаж, работа с которым требует серьезного навыка, а им обладают далеко не все приглашенные на презентацию [3].

Но есть еще один момент – экскурсия, сопровождающая выставку, предполагает два возможных варианта. Либо архивист предлагает публике «обзор документов», либо он уже переработал, адаптировал сырую информацию и предлагает свой, авторский, вариант трактовки событий.

Да и аудитория, пришедшая на презентацию, чаще всего нацелена слушать, а не читать. Только в порядке исключения, в редких случаях, когда заинтересованность публики очень велика, прочитываются все документы. Рядовой, и даже заинтересованный посетитель не утруждает себя чтением. Самый распространенный вариант, когда посетитель, в том числе вузовский преподаватель, переписывает в блокнот поисковую информацию – он не готов в шумной аудитории к работе с текстом.

Выставки – главная площадка взаимодействия архива с публикой. Какой же должна быть выставочная политика архива. Жанр документальной выставки позволяет обращаться к различным по глубине и аспектности проблемам. Это могут быть и небольшие сюжеты, добавляющие свежий пласт информации по тематике, ранее изученной краеведами и историками.

2. Тема выставки. Архив, в результате самостоятельных разысканий, может поднять тему, ранее не затронутую исследователями, незамеченную ими прежде. До сих пор исследователи вспоминают времена, когда директором ПАТО был М.И. Чугунов. Это был не только равноправный партнер в исследовательском поиске, но и специалист, способный направить, подсказать направление научного поиска.

В выставочной политике архива могут быть представлены различные, по своей востребованности, сюжеты.

— Общегражданские выставки по патриотической и исторической тематике.

— Это могут быть выставки коммерческие, заказные, и архивы стремятся к увеличению доли таких выставок.

— Выставки на злобу дня с «жареной» тематикой, на которые заведомо будет идти посетитель.

— «Ситуация опережения». Мне кажется, что архивы не должны отказывать себе в удовольствии готовить выставки, которые им самим хочется сделать –для самовыражения, освоения новой темы, для демонстрации своей самостоятельности в выборе поднимаемых тем, предъявления обществу документов, которые сегодня еще не вызывают большого интереса. Это тот самый вид деятельности, который В.Н. Автократов отнес к «методу опережающего обслуживания» [4]. Т.е. в этом случае архивист идет несколько впереди исследовательского интереса. Мне кажется, что в этом случае архив сам формирует исследовательский интерес. На мой взгляд, именно такой была наша выставка «АИК „Кузбасс“: реальные возможности мирового пролетариата».

Какие из этих выставок предпочесть? Вероятно, в деятельности архивов должны быть представлены все перечисленные виды.

3. Название выставки. Можно высказать несколько соображений по поводу выбора названия выставки. Оно должно быть броским, запоминающимся, содержать элемент рекламы, интриговать возможного посетителя. Безликие, не цепляющие названия можно отнести к категории проигрышных.

Из собственного опыта можно сказать, что самым удачным было название выставки «Партархив. Рассекречено».

Наименее удачным – «Томские анархисты: от бунтовщиков до созидателей». На этой выставке были документы как по анархистам, так и по толстовцам (христианским анархистам). Выставка по времени совпала с очередной выборной кампанией, по тематике была «в пику» с предвыборным задором СМИ, поэтому на презентации были представлены только одна телекомпании и одна местная газета. И все же выставка вызвала интерес у журналистов центральных газет, и в газете «Русский курьер» вышла о ней большая статья.

4. Аннотации к документам выставки. Отдельного разговора заслуживает аннотация к демонстрируемым документам. В некоторых методических рекомендациях предлагается использовать вариант археографического заголовка – т.е. назвать тип документа, автора и адресата документа, по какому поводу создан документ. Можно привести замечание моих коллег из отдела НСА по поводу археографических заголовков, которые говорят: «Через заголовки в Ваших сборниках продираешься как через заросли», — потому что суть сообщения будет в самом конце. Даже в сборнике документов, подготовленном новосибирскими историками, соблюдены все требования, предъявляемые к публикациям исторических документов, кроме оформления археографических заголовков. Может быть, в случае с аннотациями к текстам, тоже допустимо отойти от архивных внутрицеховых норм?

Поэтому, памятуя, что на выставке документов посетителю и так не за что зацепиться глазом, считаю допустимым аннотацию составлять таким образом, чтобы суть документа бросалась в глаза, и помогала отследить общую сюжетную линию выставки. Аннотация в данном случае выступает путеводной нитью, содержательно дополняя небольшой вводный текст, размещаемый под названием выставки.

Это идет в разрез с требованием «протокольного стиля» и максимальной объективности. Но, мне кажется, что в архивном деле, как и в музейном, выставка может расцениваться как авторская работа, она выявляет позицию ее автора.

5. Еще один момент, о котором приходится говорить – этические проблемы взаимодействия со СМИ в ходе презентации. Одинаково нехорошо, когда тележурналисты приезжают за полчаса до начала презентации, либо когда они опаздывают, и снимают сюжет ровно с середины, после того, как выступили все главные герои. Еще неудобнее бывает, когда журналист, беседуя с автором выставки, пытается перекричать перепалку, вспыхнувшую в зале между сторонниками разных трактовок в оценке темы выставки. Приглашенные на открытие чувствуют себя ненужными людьми, на фоне которых снимается зав. сектором использования.

Создаётся впечатление, что при всех сложностях взаимодействия со СМИ хороши варианты размещения сведений о выставке как в новостных программах, так и на сайтах самих архивов, т.к. в Интернете информация размещается не только оперативно, но и остается там надолго, почему может быть отнесена к разновидности «долгоиграющих», т.е. длительного звучания.

6. Рассмотрев некоторые из аспектов работы по созданию документальных выставок, попробуем оценить эффективность такого вида использования, как документальная выставка.

Эффективность будет заключаться в инициировании размышлений, в необходимости реагировать на происходящее в обществе, информировать общество о существовании архивов, ставить новые проблемы в изучении исторических процессов. То есть, смысл состоит уже в том, что архивы должны постоянно напоминать о себе. Полностью разделяю мнение Натальи Князевой, что «выпадение из информационного общества равносильно небытию».

Хотелось бы высказать еще одно соображение. Архивы – это не только информационный ресурс. Это самодостаточный социальный институт, или точнее, институт социальной памяти. Это особая коммуникативная система, функция которой — посредничество между прошлым опытом человечества и настоящим, передача информации от одного сознания к другому, посредником в этом процессе выступает архив. В рамках коммуникационного подхода выставка – стремление донести до посетителя реалии иной среды.

Таким, образом, в осознании своего места в новом российском обществе и в борьбе за это место – выставка – один из самых мобильных жанров, несмотря на все сложности в подаче и восприятии экспонируемых документов.

[1] Автократов В.Н. Теоретические проблемы отечественного архивоведения. М. 2001. С. 260.

[2] Автократов В.Н. Указ. соч. С. 260-261, 263.

[3] Возможно, в настоящее время сокращается количество людей, обладающих этим навыком. В прежние времена со студенческой скамьи всех «натаскивали» на работе с первоисточниками и работами классиков марксизма-ленинизма, проработкой материалов партийных мероприятий. Работа с документами была широко распространена.

[4] Автократов В.Н. указ. Соч. С. 261. См. о методе опережающего обслуживания.